По следам «Кода Да Винчи» или монеты мессира Леонардо

Р.А. Захаров (Москва)

 

Громкий коммерческий успех книги Дэна Брауна «Код да Винчи» обеспечил большой интерес читателей к проблеме поиска Святого Грааля, к судьбе «ленивых королей» Меровингов,  к деятельности различных тайных религиозных или оккультных орденов. Предприимчивые туристические компании организовали специальные маршруты, посвящённые событиям и персонажам книги. Последуем их примеру и проследим жизненный путь Леонардо да Винчи, который дал этой книге своё имя.

Рис. 1. Итальянская бронзовая медаль первой половины XVI в. с изображением Леонардо Да Винчи.

 

Тоскана. Флоренция (1452–1482).

 

Титан Возрождения Леонардо родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, расположенном  около маленького городка Винчи недалеко от Флоренции, отсюда происходит его фамилия. Леонардо был внебрачным сыном потомственного состоятельного нотариуса Пьеро да Винчи. В 1466 году Леонардо поступил в качестве  ученика к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции Андреа дель Вероккьо. В 1472 году Леонардо вступил там же в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых для этого дисциплин. Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо после окончания обучения у Верроккьо был отмечен попытками проявить свои дарования на многих поприщах:  архитектурные  чертежи,  проект  канала,  соединяющего  Пизу  с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и  снарядов,  приводимых  в движение силою воды.

Флоренция… Firenzа, «культурная столица Европы» и сердце провинции Тоскана. В этом городе, расположенном по обоим берегам реки Арно, основанном еще Юлием Цезарем как колония для военных ветеранов, жили и творили Микеланджело, Брунеллески, Мазаччо, Донателло, Боттичелли и другие великие мастера искусств. Благодаря Франческо Петрарке, Джованни Бокаччо и Данте Алигьери Флоренция стала «колыбелью итальянского языка», так как именно флорентийский диалект стал образцом литературного итальянского языка. Кажется, что искусство было главным занятием этого города в эпоху Возрождения! Именно в этом городе эпоха Возрождения является во всём своём блистательном архитектурном великолепии: собор Санта Мария дель Фьоре и церковь Санта Кроче, площадь Синьории и мост Понте Веккио.

Появление первых крупных золотых и серебряных монет в Средневековье в Западной Европе напрямую связано с крестовыми походами, тогда итальянские купцы нажили большие состояния на торговле и перевозке людей в крестоносные государства Святой Земли и поэтому именно в Италии начался чекан первой европейской крупной золотой монеты. В 1252 году Флоренция выпустила золотую монету (итал. fiorino d'oro — золотой флорин) весом в 3,537 грамм. Монета была высокопробной и поэтому быстро распространилась по всей Европе. По флорентийскому образцу многие государства начали чеканить собственные флорины, хотя эти монеты уже не имели изображения флорентийской лилии. Вскоре золотую монету примерно этого же веса, но уже под названием дукато отчеканили и в Венеции. Это случилось в 1284 году.

До наших дней во Флоренции сохранилась башня, в которой находился флорентийский монетный двор, выпускавший золотые флорины. В связи с высоким качеством этих монет и соответствующим доверием к ним населения в то время ходила пословица, что  покровитель города «Иоанн Креститель не потерпит мошенничества», тем самым подчеркивалось, что неполновесных или низкопробных флоринов с пониженным содержанием золота просто быть не может.

 

Рис. 2. Флорентийский флорин 1471 г. (золото)

 

Вес этой монеты составлял 3.4 гр. Аверс –  стоящий со скипетром небесный покровитель Флоренции Иоанн Креститель, на реверсе изображена знаменитая флорентийская  лилия. История сохранила для нас имена монетария этой красивой монеты – Анжело ди Нерио ди Андреа Веттори. В это время уже начинают вести списки монетариев и описания их творений с датами чеканки. К счастью, большинство этих записей сохранились до наших дней и хотя на самой монете год чекана еще не ставится, но мы можем с полной уверенностью датировать её 1471 годом.

 

Этим флорином вполне могли расплатиться в 1478 году с Леонардо за его первый серьезный заказ – роспись алтаря в Капелле Святого Бернарда.

 

Кроме крупных золотых монет, в городе того времени чеканились и крупные серебряные монеты – флорентийские гроши.

 

Рис. 3. Флорентийский гроссо 1478 г. (серебро)

 

Вес этого экземпляра, отчеканенного в 1478 году, составляет 2,29 гр. Монетарий Маттео ди Джованни ди Антонио Каниджани.

 

Этим гроссо Леонардо вполне мог расплатиться с кем-нибудь из своих подмастерьев за выполненную для него работу.

 

Флоренцию того времени невозможно представить без такой интересной исторической фигуры, каким без сомнения был самый знаменитый представитель рода Медичи – Лоренцо Великолепный, внук Козимо Старшего, главы процветающего банковского дома, который заложил основу могущества семьи Медичи. Реальная власть Козимо Старшего основывалась на том, что он оказался самым богатым человеком в Европе, в его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но и далеко не бедная Венеция. Богатства Медичи стремительно увеличивались и к концу жизни Козимо Старшего составляли  сумашедшую по тем временам сумму в 400 000 золотых флоринов. Кто знает, может это следы знаменитого так и ненайденного золота разгромленного в 1314 году ордена тамплиеров? А отмывать и легализовывать капиталы уже тогда было вполне возможно.

После смерти отца в 20 лет Лоренцо Великолепный стал главой клана Медичи. Без внушительной армии, в окружении врагов он умудрялся поддерживать политическое равновесие в Италии за счет своих гениальных дипломатических способностей и широкой шпионской сети. При нем Флоренция переживала свой золотой век.
Лоренцо, в отличие от деда, не слишком занимался банковскими делами дома Медичи, зато он устроил во Флоренции непрекращающийся праздник. В городе постоянно происходили шествия и праздники, здесь процветали скульпторы, живописцы, философы и поэты. Естественно, были и те, кто не одобрял Медичи, свидетельство этому – заговор Пацци в 1478 г., когда заговорщики, не мудрствуя лукаво, решили просто-напросто заколоть братьев Медичи на пасхальной мессе в кафедральном соборе. Брата Лоренцо, Джулиано, им удалось заколоть, а вот самого Лоренцо сторонники спасли, оттеснив в ближайшую капеллу и отбившись от заговорщиков мечами. Неудавшихся убийц толпа растерзала тут же на площади, что свидетельствует о пылкой любви жителей Флоренции к своему повелителю Лоренцо Великолепному. В истории Лоренцо Великолепный останется и как создатель первой в Европе публичной библиотеки. Его собрание насчитывало около 10000 книг. Подобной библиотеки тогда не было нигде в мире. Он основывает университет во Флоренции, единственный в то время в Европе, где можно было изучать греческий язык. Византийские ученые, бежавшие в Европу после взятия Константинополя турками в 1453 г., становятся в нем преподавателями. В 1488 г. они осуществляют во Флоренции первое печатное издание произведений Гомера.

 

Однако Флоренция того времени не дала Леонардо  да  Винчи того, на что он по праву мог рассчитывать. Сам Лоренцо Великолепный и его двор превыше  всего  ценили  живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей  новизной, а его многочисленные замыслы в  градостроительстве  и  инженерном  деле  казались  слишком  смелыми и несбыточными. Лоренцо Великолепный ценил в  Леонардо … прежде всего музыканта, наслаждаясь его игрой на лире.

И вот тогда Леонардо обращается к другому могучему итальянскому правителю – Лодовико Моро, который на правах регента при своем племяннике де-факто правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией и  потому Леонардо в первую очередь старается  убедить  миланского  герцога,  что  может  быть полезен ему именно в военном деле.

 

Ломбардия. Милан (1482–1500).

 

До наших дней сохранилось письмо Леонардо, которое он написал в 1482 году правителю Милана Лодовико Моро. Девять пунктов письма Леонардо посвящены военным изобретениям, именно они должны были особенно заинтересовать миланского правителя.

«Пресветлейший государь мой, — писал тридцатилетний Леонардо в этом „резюме“ эпохи Возрождения, — увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки тех, кто почитает себя мастерами и конструкторами военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличается от общепринятого, попытаюсь я, без желания повредить кому другому, светлости вашей представиться, открыв ей свои секреты и предлагая их затем по своему усмотрению, когда позволит время, осуществить с успехом в отношении всего того, что вкратце, частично, поименовано будет ниже».

Далее следует перечисление этих секретов: «Владею способами постройки очень легких и крепких мостов, которые можно без всякого труда, переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля», «а иногда и бежать от него», — на всякий случай предусмотрительно добавляет Леонардо. В этом письме упоминаются мосты, «стойкие и неповреждаемые огнем и сражением, легко и удобно разводимые», средства «жечь и рушить мосты неприятеля», способы «отводить воду из рвов» в случае осады, устраивать осадные мосты, изготовлять «кошки» и лестницы, разрушать укрепления, недоступные для артиллерии. Леонардо пишет о различных видах пушек-бомбард, удобных и легких, «которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводят своим дымом великий страх на неприятеля», о способах «по подземельям и тайным извилистым ходам пройти в назначенное место без малейшего шума» и о «крытых повозках», которые заставляют вспомнить современные танки. «Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, которого они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота».

Сказав еще вкратце о средствах морской войны, Леонардо лишь в последнем пункте письма перешел к архитектуре, скульптуре и живописи: «Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как зодчий в проектировании зданий, общественных и частных, я в проведении воды из одного места в другое. Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины. Также я могу изготовить бронзового коня и монумент, который воздаст непреходящую славу и вечную почесть благословенной памяти вашему отцу, мой господин, и великому дому Сфорца».

Так произошло переселение Леонардо в Милан и начался богатый творческими событиями миланский период его жизни. Леонардо был зачислен в состав коллегии инженеров герцога. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода он именуется сначала «инженером», а потом «художником». С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся военной техникой. Его записи и рисунки этого времени являются подтверждением той программы, которая была изложена в письме к Лодовико Моро: осадные приспособления, передвижные лестницы, тараны и так далее. Лодовико Моро он также порадовал представлением под названием «Рай», где по огромному кругу, изображавшему небо, вращались с пением стихов божества планет.

 

Людовико Моро (по-итальянски «Мавр», это прозвище он получил за свою смуглую кожу) был очень неоднозначной фигурой. С одной стороны, умелый правитель и меценат, миланский двор при нем – самый блестящий двор тогдашней Европы, а с другой стороны он был хвастливым и трусливым злодеем. Например, в 1496 году он открыто заявил, что папа Александр VI не более как его духовник, император Максимилиан – его кондотьер, Венеция – его собственный казначей, а французский король – его курьер, обязанный отправляться повсюду по его воле. Он боялся покушений на свою жизнь и на аудиенциях принимал всех, будучи отгороженным решеткой, и на таком расстоянии, что приходилось очень громко говорить, чтобы быть им услышанным.

Промышленность в Милане никогда не была такой цветущей, как во Флоренции и Венеции. Текстильное производство не могло тягаться с тосканским, но Милан по праву мог гордиться своими оружейными мастерскими. Если миланские клинки и уступали толедским, то миланская броня не имела соперниц во всей Европе.

 

Итальянские монеты эпохи Возрождения невозможно представить без появившегося в эту пору и сразу получившего широкое признание крупного денежного номинала – ТЕСТОН (от итальянского слова testa – «голова»), названного так из-за реалистичного погрудного портрета правителя.. Эта крупная серебряная монета была впервые отчеканена в Милане в 1474 году Галеаццо Мария Сфорца, герцогом Милана (1466–1476). Номинал же тестона – ЛИРА или 20 сольди. Прообразом тестона послужила венецианская «лира троно»,  выпущенная в 1472 г. Кстати, это единственная за 800 лет монета с изображением венецианского дожа.  За Миланом тестоны  начали чеканить многие итальянские правители и римские папы, а чуть позже мода на тестоны перекинулась через Альпы на остальную Европу.

 

Рис. 4. Миланский тестон 1474 г. (серебро)

 

Первый миланский тестон, отчеканенный  в 1474 году  герцогом Галеаццо Мария Сфорца. На аверсе портрет герцога в военных латах и легенда GALEAZ · M · SF · VICECOS · DVX · MLI · QIT, на реверсе изображен герб семьи Сфорца, ниже герб Милана P P · ANGLIE · Q3 · CO · AG · IANVE · D

 

Рис. 5. Миланский тестон 1480–1494 гг.

Один из самых красивых тестонов эпохи Возрождения миланский тестон с портретами с обоих сторон весом 9,48 гр, на одной стороне которого изображен  герцог Милана Джан Галеаццо Мария Сфорца с легендой  IOGZ M SF VICECO DUX MLI SX, а на реверсе – его родной дядя, Лодовико Моро LUDOVICUS PATRUUS GUBNANS. Время чеканки этого тестона – 1480–1494 годы.

 

Рис. 6. Миланский тестон 1494–1499 гг. (серебро)

 

Тестон, отчеканенный в период единоличного правления в Милане герцога Лодовико Моро в 1494-1499 гг.  Аверс – портрет Лодовико LVDOVICVS•M •SF•AN GLVS•DVX•MLI, на реверсе изображен  герб города Милана с легендой PP• ANGLE• Q3•CO• AC• IANVE• D•7C.

 

До сих пор одним из символов Милана является замок Сфорческо, строительство которого в Милане началось еще при Франческо Сфорца, захватившем власть в городе в 1450 году. Лодовико Моро с помощью Леонардо да Винчи и другого талантливого архитектора Браманте перестроил замок под герцогскую резиденцию в ренессансном стиле, в котором он и дошел до наших дней с минимальными перестройками.

 

Густонаселенная и промышленно развитая Италия того времени заслуженно воспринималась европейцами как центр мира. Там духовная власть римского папы, там богатство, наука, и, наконец, искусство. Воистину все пути ведут в Рим! Кто владеет Италией, тот владеет миром, поэтому неслучайно в борьбу за господство над Италией включились два самых мощных государства того времени – Франция Валуа и Священная Римская империя германского народа Габсбургов. Военные действия между ними с переменным успехом велись в основном на территории  богатой Италии почти целое столетие.

Летом 1499 году французские войска Людовика XII вторглись в Миланское герцогство и осенью город был взят, а сам Лодовико Моро бежал. На следующий год герцогу ненадолго удалось вернуться в Милан, но вскоре он был взят в плен, отправлен во Францию, где и умер в заключении через десять лет. Лаконичная запись Леонардо гласит: «Герцог потерял государство, имущество, свободу и ни одно из его дел не было им закончено».

 

Рис. 7. Гроссо Милана под французским господством 1500–1512 гг. (серебро)

 

Людовик  XII, король Франции и герцог Милана, отчеканил это серебряное гроссо весом  3,57 грамм в 1500–1512 гг. И хотя на аверсе до сих пор все еще изображен сидящий на епископском троне святой Амвросий Медиоланский, на реверсе уже гордо выбит французский герб с тремя лилиями. «Франция пришла навсегда!» — пропагандистский лозунг того времени, изображенный на монете.

 

Рис. 8. Тестон Милана под французским господством 1500 – 1512 гг. (серебро)

 

Захватившие Миланскую область французы продолжили чеканить в Милане уже популярные в то время тестоны. На монетном дворе продолжали трудиться талантливые итальянские монетных дел мастера, которые отчеканили этот тестон, по праву считающийся одним из самых красивых тестонов того времени. Легенда на этом тестоне гласит: + LVDOVICVS · D · G · FRANCORVM · REX. Монета с портретом, в модном тогда берете, французского короля Людовика XII который стал еще и герцогом Милана. Реверс с легендой – ME DI OLA NI · DVX и с изображением небесного покровителя Милана Святого Амвросия, скачущего на коне, чуть ниже на монете изображен французский герб – королевские лилии. Вес этой крупной серебряной монеты 9,58 гр. Время чекана 1500–1512 годы.

 

«Тайная вечеря» – величайшее творение, созданное в этот период творчества Леонардо в Милане является одним из величайших произведений живописи всех времен. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского  монастыря  Санта Мария делле  Грацие.  На фреске  Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас  предаст  меня». Предатель сидит вместе с другими. Старые  мастера  изображали  Иуду сидящим отдельно,  но  Леонардо  выявил его мрачную  обособленность   куда   более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе,  исполнен сознания жертвенности  своего подвига. Христос – центр всей композиции, всего того  водоворота бушующих вокруг него человеческих страстей.

Увидев «Тайную вечерю» Леонардо, французский  король  Людовик XII, захвативший Милан в 1499 г., так восхитился ею, что только боязнь испортить великое  произведение  искусства помешала ему вырезать часть стены  миланского  монастыря,  чтобы  увезти фреску во Францию. Стремясь  к  наибольшей  красочной  выразительности  в стенописи,  Леонардо произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что  и вызвало впоследствии ее быстрое повреждение.

А затем довершили  дело  грубые  реставрации и… солдаты Наполеона Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 г. трапезная была превращена в конюшню,  испарения от конского  навоза  покрыли  живопись густой  плесенью, а  заходившие  в  конюшню революционные солдаты  забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.

 

Леонардо да  Винчи  был  живописцем,  ваятелем  и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем,     гидротехником и фортификатором, физиком и  астрономом,  анатомом  и  оптиком,   биологом, геологом, зоологом и ботаником.

 

Подлинной  славы и всеобщего  признания  Леонардо  добился,   закончив глиняную модель конной статуи отца Людовико Моро Франческо Сфорца, то есть когда  ему  было  уже 40 лет. После захвата Милана французами эта глиняная модель знаменитой конной статуи, плод долгой работы Леонардо, была ради потехи варварски расстреляна  гасконскими стрелками Людовика XII и не дошла до наших дней. Сама статуя так и  не  была  отлита  в бронзе, потребовавшейся на пушки. Но даже сама модель поражала видевших ее современников.

Так, миланский период жизни Леонардо закончился полным крахом его планов и в конце 1499 года Леонардо и его друг Лука Пачоли, потеряв своего покровителя в лице Людовико Моро, покинули Милан.

 

Флоренция и Чезаре Борджиа (1500–1506)

 

В апреле 1500 года мы застаем Леонардо в его родном городе Флоренции. Начинается второй флорентийский период его жизни, продолжающийся до середины 1506 года, если не считать краткого перерыва, когда Леонардо находился на службе у Чезаре Борджа. Во Флоренции за время отсутствия Леонардо произошли большие перемены. Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 г. и жителям Флоренции, которые пресытились роскошью и пышностью Лоренцо, захотелось поста, молитвы, духовности, в общем, спасения. И это спасение было обещано им настоятелем монастыря Святого Марка — Джироламо Савонаролой. Савонарола велел флорентийцам неистово бороться с роскошью, уничтожать произведения искусства, бичевать себя и некоторое время Флоренция послушно выполняла все его строгие респоряжения. В 1497 году на площади Синьории Савонарола организует знаменитое «сожжение мирской суеты», на костре торжественно сожгли «безнравственные» маски, парики, музыкальные инструменты, книги стихов и другие произведения искусства, причем сжигали все это просвещенные жители одного из признанных центров европейской культуры и образования. Самобичевание, слежка за соседями и пост пять дней в неделю быстро  надоели флорентийцам, и во Флоренции опять произошел мятеж, активно поддержанный папой Александром VI.  Власть сурового Саванаролы была свергнута, а 23 мая 1498 года мятежный монах вместе со своими ближайшими сторонниками был повешен, затем тела их были сожжены, чтобы «души их окончательно разлучились с их телами».

 

Когда Леонардо вернулся во Флоренцию, у власти находились зажиточные семейства, противники как семьи Медичи, так и Савонаролы. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Положение флорентийской промышленности к тому времени пошатнулось. Основа флорентийского богатства – текстильное производство сократилось. Богатые флорентийские купцы и промышленники больше не вкладывали накопленные капиталы в дело как раньше, а предпочитали  закопать их в землю на радость последующим поколениям кладоискателей и нумизматов.

 

Рис. 9. Флорентийский гроссо 1502 г. (серебро)

 

Посмотрите на эту небольшую серебряную монету, весом всего 1,95 грамм. Какая четкая проработка деталей! Чеканка 1502 года, монетарий Алессандро Манелли. Очень скоро по прибытии из Милана во Флоренцию Леонардо осознал, что здесь он не найдет широкого поля деятельности  для реализации своих технических замыслов. Поэтому он поступает на службу к Чезаре Борджа, сыну папы Александра VI, занятому в те годы покорением Эмилии-Романьи – центральной области Италии и созданием там своего светского государства. По сути им была предпринята первая серьезная попытка обьединения Италии.

 

Рис. 10. Римский гроссо 1492–1503 гг. (серебро)

 

На реверсе этого гроссо весом 2,65 г, отчеканенном на монетном дворе Рима во время понтификата Александра VI Борджиа (1492-1503), изображен герб испанского семейства Борджиа. На аверсе мы видим святого Петра с Библией и ключами от рая и святого Павла с мечом и Библией в руках.

 

Чезаре Борджа — легендарная историческая фигура Италии той эпохи! В 1493 г. Чезаре в 17 лет был возведен в кардиналы, в 1498 г. он сложил с себя сан и папа, понимая, что его сын не создан для служения церкви, решил сделать его правителем области Романья. Это была первая мощная попытка обьединения Италии. На службе у Чезаре Борджиа Леонардо пробыл с лета 1502 до марта 1503 г. Чезаре приказал оказывать всяческое содействие  своему  «славнейшему  и  приятнейшему  приближенному, архитектору и генеральному инженеру Леонардо да Винчи».  Леонардо вместе с  другим прославленным флорентийцем Никколо Макиавелли, который при Чезаре был послом флорентийской республики, видели в Чезаре Борджиа новый тип правителя. Макиавелли в дальнейшем вывел его в качестве примера идеального правителя в своей книге «Государь».

Рис. 11. Болонский дукат 1492–1503 гг. (золото)

 

Этот золотой дукат, весом 3,41 грамма, отчеканенный на папском монетном дворе в Болонье, которая входила в Папскую область во время понтификата Александра VI Борджиа (14921503). Легенда на этом дукате гласит: · ΛLEXΛND ER · P P · VI · с изображением папского герба. Реверс несёт на себе легенду · BONONI Λ · DOCET и изображение святого Петра в полный рост, который стоит с ключом от рая, по бокам у святого гербы города Болонья и семейства Орсини, так как городом правил в то время от имени папы кардинал из этого рода.

 

Рис. 12. Фиорино ди камера 1492–1503 гг. (золото)

 

Золотая монета – фиорино ди камера римского папы Александра VI (1492-1503) весом 3.40 грамм, была отчеканена на монетном дворе Рима (Рис. 12). Легенда на аверсе этой монете гласит: · ALEXAND ER · P P · VI · и несёт на себе изображение герба папы. Легенда реверса SANCTVS · PETRVS · · ALMA · ROMA ·, и здесь изображен святой Петр в виде рыбака – «ловца душ человеческих».

 

18 августа 1503 г. внезапно от отравления умирает папа Александр VI. После его преждевременной смерти звезда Чезаре Борджа стала быстро клониться к закату, и Леонардо вернулся во Флоренцию, а в 1508 г. снова перебрался в Милан, где у него был собственный дом.

 

Любопытный факт.

Совсем недавно в Стамбуле был обнаружен листок с турецким переводом письма Леонардо к турецкому султану Баязету II, датируемый 1503 годом. В этом письме Леонардо предлагал султану несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста, соединяющего предместье Стамбула Галату на берегу Золотого рога и сам Стамбул. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения. В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Леонардо предлагал султану построить мост, под которым могли бы проплывать парусные суда. Не случилось… И первый понтонный мост через пролив был построен лишь в 1836 году.

 

Вечный город Рим (15121516)

 

23 декабря 1512 г. сын Лодовико Моро, Максимилиан Сфорца, с 20 000 швейцарских наемников и при поддержке испанцев взял Милан и  изгнал оттуда французов. По выражению одного из современников, в некогда цветущем Милане наступила пора «смут, мести и всеобщего разорения». Леонардо покинул Милан и отправился в Рим  вместе со своими учениками.

 

В Риме в мае 1512 г. на папский престол был избран, под именем Льва Х, сын Лоренцо Медичи, Джованни. Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Лев  X в юности воспитывался во Флоренции при дворе блистательного Лоренцо Великолепного и был чистым продуктом флорентийского Ренессанса на папском престоле. При дворе этого папы происходили театральные представления, наслаждаясь ими, сам Лев X пользовался технической новинкой того времени – лорнетом. Этот римский папа был страстным охотником и очень любил маскарады, игры и придворных шутов. Бой быков и борьба обнаженных борцов часто устраивались им прямо во дворе Ватикана. Вся обстановка папского Рима была псевдоантичной, например, при въезде Льва Х после его избрания была поставлена триумфальная арка, украшенная изображениями античных богов. Он окружил себя художниками и поэтами, для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо папа относился с недоверием. Слишком разносторонний Леонардо не мог сосредотачиваться на заказе и постоянно отвлекался на другие свои работы. Тем самым Леонардо сам себе заработал репутацию талантливого, но медленно работающего и необязательного художника.

 

Рис. 13. Анконское гулио 1513–1521 гг. (серебро)

Это гулио. весом 3, 67 гр, отчеканенное на анконском монетном дворе во время понтификата папы Льва X (1513-1521). На аверсе изображен достроенный новый собор Святого Петра в Риме, на реверсе – сам папа преподносит это величественное строение в дар Святому Петру.

Ближайшим покровителем Леонардо в Риме стал брат папы герцог Джулиано Медичи – талантливый управленец и не менее талантливый полководец, которого папа хотел посадить на трон Неаполитанского королевства. Тем не менее, в Риме Леонардо да Винчи жилось нелегко. Его анатомические исследования послужили поводом для доносов папе и директору госпиталя, откуда Леонардо получал человеческие трупы. В результате этих доносов директор отказал ему в получении тел мертвецов для изучения анатомического строения человека. И все же при всех невзгодах и разочарованиях Леонардо остается Леонардо. В этот период, а именно в 1514–1515 годах Леонардо создает свою знаменитую картину «Джоконда».

«Мне удалось создать картину действительно божественную» – так отзывался Леонардо да Винчи о женском портрете, который  вместе  с  «Тайной  вечерей» считается вершиной его творчества. 17 марта 1516 г. в расцвете сил умирает покровитель Леонардо в Риме Джулиано Медичи. К концу этого римского периода относится лаконичная запись в дневнике Леонардо, подводившая итог его работы в Риме при папском дворе: «Медичи меня создали и разрушили».

 

Франция. Замок Амбуаз. (15161518)

 

Французские короли – Людовик XII, а затем и Франциск I – восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно «Тайной вечерей» Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 году Франциск I, хорошо осведомлённый о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его к своему двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Тот приехал туда уже как прославленный художник, как «божественный» Леонардо, и стал при французском дворе подлинным законодателем мод, вызывая всеобщее восхищение.

На годы правления Франциска I приходится расцвет французского Возрождения и  усиление королевского абсолютизма. Острая нужда в деньгах для ведения долгих войн с Империей Габсбургов в Италии вынудила короля не только удвоить налоговое бремя, но и прибегнуть к ряду нововведений: практике продажи должностей, введению государственного долга в виде муниципальных рент, возрастание роли финансовых чиновников при одновременном усилении королевского контроля за ними. Франциск I стремился улучшить качество французских монет, сократить вывоз драгоценных металлов. Он покровительствовал внутренней и внешней торговле, поощряя морские экспедиции, увенчавшиеся, в частности, открытием Канады Жаком Картье в 1534 году. В своем замке Фонтенбло король собрал богатейшую библиотеку и основал типографию, заказав уникальные шрифты для греческих книг.

 

Рис. 14. Парижский тестон 1515 – 1547 гг. (серебро)

 

На приведенном на рис. 14 тестоне, отчеканенным на монетном дворе в Париже изображен покровитель Леонардо да Винчи король Франциск I Валуа (1515 — 1547).

 

Рис. 15. Лионская денье турнуа 1515–1547 гг. (серебро)

 

На рис. 15 мы можем увидеть небольшую серебряную монету денье турнуа, отчеканенную в Лионе во время правления Франциска I (15151547), вес всего 0,66 гр.

По  свидетельству Бенвенуто Челлини Франциск I заявлял,  что  «никогда  не  поверит,  чтобы нашелся на свете другой человек, который не  только  знал  бы  столько  же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре, но и  был  бы,  как он, величайшим философом». Несмотря на болезнь и постоянное внимание короля Франциска, который любил приходить к художнику без предупреждения приблизительно с такими словами: «Расскажи мне о душе», Леонардо ухитрялся продолжать в Амбуазе свои исследования. Он работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, хотя из дошедших до нас  записок скульптора Бенвенуто Челлини  следует, что его основным занятием была почётная должность придворного мудреца и советника.

К 65 годам силы Леонардо  начали  сдавать и он уже с  трудом двигал правой рукой, однако продолжал работать, устраивая для двора всевозможные пышные празднества и даже проектировал соединение рек Луары и Соны большим каналом.

 

2 мая 1519 года Леонардо скончался 67 лет от роду в замке Амбуаз.

 

Вот  как описывает последние часы жизни Леонардо знаменитый биограф мастеров Возрождения Джорджо Вазари: «Будучи уже стар, Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев, чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами нашей святой католической религии. Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять. Друзья и слуги поддерживали его, король, часто посещавший его по-приятельски, вошел как раз в эту минуту. Леонардо, весьма уважавший монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать.Король встал и стал поддерживать ему голову, чтобы облегчить страдание, но божественный художник как будто почувствовал, что не может надеяться на ещё высшие земные почести и испустил дух в объятиях короля». Правда, как достоверно известно, в момент смерти Леонардо короля не было в Амбуазе, он находился в резиденции Сен-Жермен-ан-Лейе под Парижем.

 

Могила Леонардо да Винчи была забыта уже в XVII веке. В наше уже время могилу после долгих поисков обнаружил французский ученый Арсен Гуссе, которому удалось найти череп с сохранившимися восемью зубами и высоким лбом. Затем были найдены камни с полустертыми буквами INC. Позже там же он нашел надгробные плиты с буквами LEO и DUS. Эти буквы, украшенные затейливыми арабесками, очевидно составляли надпись LEOnarDUS vINCius.

 

Кто знает, может сегодня в некоторых нумизматических коллекциях лежат дожившие до нашего времени монеты, которых касались руки Леонардо да Винчи, величайшего гения эпохи Возрождения.

 

Литература

Уоллейс Р. Мир Леонардо. М., 1997.

Гергей Е. История папства. М., 1996.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Смоленск, 2002.

Байджент М., Лей Р. Священная загадка. СПб, 1993.

Рыжов К. Все монархи мира. М., 2001.

Ивонин Ю.Е, Ивонина Л. И. Властители судеб Европы. Смоленск, 2004.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы