Боевые награды римских легионеров

А. Пятыгин

Основной силой римской армии в период Ранней Республики были легионы тяжеловооруженной пехоты, которые по принципу своего формирования были схожи с традиционными греческими армиями гоплитов, являясь по существу армией свободных мелких землевладельцев, которые были в состоянии выйти в поход со своим собственным вооружением. Мобилизационный ресурс Рима и латинских союзников позволял выставить четыре таких легиона, которых было вполне достаточно — сначала для объединения Италии, а впоследствии и для первых попыток доминирования на всем Средиземноморье. Пунические войны потребовали резкого увеличения числа легионов, что привело к фундаментальным изменениям принципов формирования армии. Имущественный ценз, необходимый для легионера, непрерывно понижался, в критические моменты государство стало брать в армию любого свободного гражданина, способного носить оружие, которое ему покупала уже сама римская казна. В 107 году до Р.Х. Марий окончательно отошел от прежних обычаев и стал принимать на службу всех граждан, невзирая на их имущественный ценз. Так, благодаря реформам Мария, в Риме стала формироваться профессиональная армия, обеспечившая Риму статус самой могущественной державы античного времени. Этой обновленной армии, как и любому другому закрытому сообществу, понадобились специальные знаки отличия, которые показывали оценку данного воина другими воинами, профессионалами именно этого дела, и ими, прежде всего, опознаваемыми. Ценность таких наград для престижа легионера как профессионала намного превышала их реальную материальную стоимость, по справедливому замечанию Сенеки «что такого ценного заключают в себе: венок, расшитая тога…в них заключается не самая почесть, а только внешние знаки почестей» (Сенека, О благодеяниях, I, 5).

Награды отличившимся в бою воинам существовали всегда. Во времена Ранней Республики в этом качестве могли выдаваться деньги, больший по сравнению с остальными размер добычи, трофеи в виде оружия или украшений с поверженных противников, внеочередное повышение в чине, двойное жалование и дополнительный паёк, публичная благодарность (laudatio). В это время в римской армии наибольшее распространение получили следующие виды наград, одинаковые для солдат и командиров: браслеты (armillae) и ожерелья (torques), медали (phalerae), флажки (vexilla), декоративные копья (hasta pura), венки различных степеней достоинства (coronae). Окончательное превращение республики в империю совпало и с завершением процесса профессионализации армии, вследствие чего награды стали делиться на офицерские и солдатские. Венки, флажки, копья становятся наградами военачальников, а простые легионеры должны были довольствоваться ожерельями, браслетами и фалерами. Награждение воинов было несомненной прерогативой военачальника под командованием и ауспициями которого проходила военная компания, за исключением венка «corona civica», который мог быть вручен отличившемуся самим спасенным (Полибий, VI, 39, 6-7). Награды вручались только после окончания боя, потому что раздача наград до того, как враг будет окончательно разбит, считалась неподобающей (Плутарх, Помпей, XXXVIII). Обычно награждение происходило сразу после окончания битвы, в торжественной обстановке перед строем боевых товарищей. Иосиф Флавий следующим образом описывает награждение в 70 году императором Титом отличившихся воинов после взятия Иерусалима: «Тотчас же он приказал назначенным для этой цели лицам провозгласить имена тех, которые в этой войне совершили какой-нибудь блестящий подвиг. Вызывая их поименно, он хвалил подходивших и выказывал столько радости, как будто их подвиги осчастливили лично его; тут же он возложил на них золотые венки, золотые шейные цепи, дарил большие золотые копья или серебряные знамена и давал каждому из этих солдат повышение по службе» (Иосиф Флавий, Иудейская война, VII, 3). Факт награждения оказывал положительное влияние на дальнейшую карьеру легионера, статистические данные анализа сохранившихся списков и эпитафий легионеров показывают, что от 15 до 25 процентов солдат, получивших награды, стали в дальнейшем центурионами. Для легионеров без наград такая вероятность не превышает 3 процента (по данным Maxfield V. A., The Military Decorations of Roman Army). Обладание такими наградами, помимо почёта, накладывало на их обладателя и дополнительную ответственность на поле боя, проиграть или отступить такому воину было уже невозможно. Внешний вид некоторых наград могут помочь представить их изображения на римских монетах.

 

 

Рис.01

 

Браслеты и ожерелья

Эти награды стали известны римлянам после войны с галлами, и, первое время, они являлись только военными трофеями. Здесь обязательно должен быть упомянут подвиг Тита Манлия Торквата, который, приняв вызов на бой огромного галла, победил его в единоборстве перед строем своих соратников. «После этого, не ругаясь над телом павшего, он снял с него только ожерелье (torques) и обрызганное кровью надел себе на шею. Галлы замерли, охваченные ужасом и изумлением, а римляне со всех ног кинулись из строя навстречу своему товарищу и с поздравлениями и восхвалениями ведут его к диктатору. По войсковому обычаю тотчас стали сочинять нескладные потешные песенки, в которых послышалось прозвище «Торкват“; потом оно пошло по устам и сделалось почетным для потомков и даже для всего рода». (Тит Ливий, VII, 10). Для того, чтобы подчеркнуть отличие таких трофейных ожерелий и браслетов, римляне пренебрегли традиционными местами ношения таких украшений – шеей и запястьями, и стали прикреплять их на нагрудную часть панциря с помощью специальных кожаных петель. Ожерелья и браслеты вручались отличившимся воинам, исключительно являвшимся гражданами Рима, как правило, парами и часто одновременно — и ожерелья, и браслеты. Награды эти не имели какого-то определенного дизайна, изготавливались из различных металлов, которые в дальнейшем покрывались золотом или серебром, и являлись в иерархии самыми простыми знаками отличия. Изображение такого ожерелья, которое ограничивает композицию реверса, можно увидеть на представленном денарии Л.Манлия Торквата, отчеканенном в 65 году до Р.Х.

 

 

Рис.02.

Фалеры

В Древней Греции слово «фалара» первоначально означало блестящую металлическую бляху, укреплявшую шлем воина, которую в дальнейшем стали применять в виде застежки на воинских доспехах, а также для украшения конской сбруи. Такие фалеры можно увидеть на многих древнегреческих вазах, изображающих лошадей. У этрусков, которые заимствовали эти украшения у греков, попутно изменив название на «фалеры», они стали служить, наряду с золотым обручем, знаком отличия сенаторской власти. У римлян фалеры становятся военными наградами, которыми сначала награждались исключительно конные воины. Ювенал пишет об обычае римлян украшать своих коней: «Кубки — ломал, чтоб фалерами конь у него красовался» (Ювенал, Сатиры, XI, 104). В дальнейшем эти награды стали получать и пешие легионеры. Внешне римская фалера – это круглый или овальный диск, который мог быть изготовлен из самых различных материалов – серебро, позолоченная бронза и даже стекло. Фалеры украшались изображениями различных богов и мифологических животных, а после начала правления Августа – портретами членов императорской семьи. Награждение фалерами, скорее всего, в отличие от современных медалей производилось сразу комплектом, состоящим из 5, 7 или 9 штук. Согласно античным изображениям легионеров, фалеры носились на системе ремней, напоминающих современную офицерскую портупею,  прикрепляясь к ремням проволочными петлями, укрепленными в задней части фалеры и залитыми смолой. Простые легионеры с гордостью носили свои награды во время парадов и сражений, о чем свидетельствует Тацит, описывая армию Вителлия, входившую в Рим: «Перед орлами шагали, все в белом, префекты лагерей, трибуны и первые центурионы первых десяти манипул; остальные центурионы, сверкая оружием и знаками отличия, шли каждый впереди своей центурии; фалеры и нагрудные украшения солдат блестели на солнце» (Тацит, История, 2, 89). Во время боя фалеры становились престижными трофеями для неприятеля, о чем свидетельствует следующий рассказ Юлия Цезаря. «Когда стало ясно, что наших солдат стали теснить, два центуриона из V легиона форсировали реку и восстановили боевую линию. Когда, проявив выдающуюся храбрость, они оттеснили превосходящего в численности противника, в одного из них попал тяжелый снаряд, брошенный с возвышенности. Его товарищ вступил теперь в неравную битву. Когда его окружили со всех сторон, он попытался отступить, но поскользнулся. Когда этот мужественный центурион упал, враги бросились вперед, чтобы сорвать с него награды» (Цезарь, Испанская война, 23). Фалеры выступали в качестве награды легионеров и центурионов до начала II века, затем ими стали награждать исключительно центурионов. Скорее всего, изображение фалеры с портретом Августа можно увидеть на денарии Луция Месциния Руфа, отчеканенном в 16 году до Р.Х.

 

 

Рис.03.

Флажки

В качестве награды отличившемуся офицеру вручались особые, «чистые», то есть без надписей, флажки. Изначально это был прямоугольный кусок ткани, выкрашенный в пурпурный цвет. Особое лазоревое знамя было вручено Августом Агриппе за морскую победу в Сицилии, лазоревый цвет считался в Риме символом победы на море (Светоний, Божественный Август, 25). В дальнейшем, видимо, такие флажки стали изготавливать из серебра и золота, сохраняя прямоугольную форму. Изображение такого знамени, возможно, отчеканено в 41 году до Р.Х. на денарии Марка Аррия Секунда.

 

 

Декоративные копья

Следующей офицерской наградой было декоративное копьё — особая гаста с серебряным наконечником либо совсем без такового ( «hasta pura» — буквально, «чистая»). Последним из рядовых легионеров, по свидетельству Тацита (Тацит, Анналы, III, 21), получил такое копьё Гельвий Руф за спасение своего товарища в бою против войска Такфарината в 20 году до Р.Х.. В позднее время такое декоративное копьё давалось всем примипилам после окончания военной службы и по выходу в запас. Это копьё, рядом с флагом и венком, также можно увидеть на приведенном выше денарии Марка Аррия Секунда.

 

Рис.04.

Венки

Высшей наградой, которую мог заслужить римский воин независимо от звания, был венок (лат.corona) – изначально знак почитания и принадлежность исключительно богов. В римской наградной системе существовало множество венков, каждый из которых давался за определенный подвиг.

Самым почетным венком был венок триумфатора (corona triumphalis), который получали только полководцы, удостоенные триумфа. Можно выделить три типа таких венков. Первый тип, который плели из настоящих лавровых ветвей, триумфатор носил на голове в течение всего триумфа. Его можно увидеть на денариях Юлия Цезаря, которого очень раздражала собственная лысина, поэтому он с огромным удовольствием воспользовался правом, предоставленным ему сенатом, носить такой лавровый венок постоянно, что помогало ему скрывать недостатки своей прически (Светоний, Божественный Юлий, 45).

 

 


Рис.05.

Второй разновидностью такого венка была массивная золотая копия настоящего венка, украшенная драгоценными камнями. Этот венок во время проезда триумфальной процессии специальный слуга (servus publicus) держал над головой полководца (Ювенал, Сатиры, X, 41). Такой венок можно увидеть на денарии Августа, отчеканенном в 18 году до Р.Х., скорее всего, в честь триумфа над Испанией. Монета крайне интересна тем, что на ней изображена священная одежда триумвира — toga picta и tunica palmata, которую также называли туникой Юпитера, потому что она хранилась в Храме Юпитера Капитолийского (Ливий, X, 7; Ювенал, Сатиры, X, 38).

 


Рис.06.

Третьей разновидностью триумфального венка были изготовленные из золота, большого веса и ценности венки, которые присылались полководцу провинциями, как только ему назначался триумф (Плутарх, Эмилий Павел, XXXIV), поэтому их также иногда называли «corona provinciales» (Тертуллиан, О венке, 13). Во времена ранней республики это действительно был подарок, в дальнейшем такие венки стали исполнять роль своеобразной дани и получили название «aurum coronarium» (Авл Геллий, V, 6, 6). Четыре таких венка можно увидеть на денарии Фавста Суллы, отчеканенном в 56 году до Р.Х.

Получить триумф – заветная мечта всех римских военачальников, но для этого необходимо было, чтобы война и победа, одержанная в ней, удовлетворяли множеству условий, которые бы свидетельствовали о действительно выдающемся воинском подвиге. Именно поэтому тогда, «когда-либо война не была объявлена по всем правилам и велась с противником, не имеющим права ведения войны, либо звание врагов низкое и недостойное, как у рабов и пиратов, или после внезапной капитуляции приходит, как обыкновенно говорят, легкая и бескровная победа» (Авл Геллий, V, 6, 21) – такая победа признавалась достойной только малого триумфа, иначе называемого овацией. При этом триумфатор не ехал в квадриге по улицам Рима, а шествовал пешком, увенчанный венком из мирта. Мирт, вечнозеленое растение с овально-заостренными листьями, с архаических времен служил символом молодости и красоты, и был любимым цветком богини любви Афродиты, которая не очень жаловала насилие и войну (Плутарх, Марцелл, 22). Такой венок назывался «corona ovalis» (от латинского слова «ovus» — овца), так как при возложении его на голову героя приносили в жертву овцу, в отличие от большого триумфа, где жертвой являлся бык. Этот венок можно увидеть на денарии Луция Аврелия Котты, отчеканенном в 105 году до Р.Х. Первым такую награду получил консул Публий Постумий Туберт, победивший сабинян в 505 году до Р.Х. Наоборот, отклонил предложенную ему овацию и миртовый венок Марк Красс, победитель Спартака. Дело в том, что Помпей, практически одновременно, получил от сената триумф за победы в Испании, а соперничавший с ним Красс резонно рассудил, что на фоне триумфальной процессии Помпея его скромная церемония просто потеряется. Поэтому он употребил всё своё влияние для того, чтобы сенат увенчал его за эту победу лавровым венком.

 

Рис.07.

Венок из ветвей маслины «corona oleagina», согласно свидетельству Авла Геллия (Авл Геллий, V, 6, 3) вручался участникам триумфальной процессии, которые не принимали участие в битве лично, но всемерно помогали победителю в получении триумфа. Изображение такого венка можно увидеть на серебряном оболе, отчеканенном Марком Лепидом в 44-42 году до Р.Х.

 


Рис.08.

Следующей, после венка триумфатора, по значению считалась «corona obsidionalis», которую вручали военачальнику, снявшему вражескую осаду с осажденного города. Этот венок плели из диких цветов и травы, собранных на месте военного лагеря изгнанного противника. Выбор такого необычного материала для венка восходит к архаическому обряду, когда победитель единоборства получал букет, собранный на поле сражения. Список немногих римлян, которые когда-либо были награждены этой высокой наградой, сохранил для нас Плиний Старший: это Луций Сикций Дентат, Публий Деций Мус, Квинт Фабий Максим, Сципион Эмилиан, военный трибун Марк Кальпурний Фламма, центурион Гней Петрей Атина, Сулла и Август (Плиний, Естествознание, XXII, 6-7).

 


Рис.09.

После венка за снятие осады в табели о рангах следовал дубовый венок «corona civica», который давался за спасение римского гражданина в бою тому, кто помимо этого убил врага и не оставил своё место в бою (Авл Геллий, V, 6, 13). Взаимовыручка была основой воинской философии римской армии, когда каждый воин был вправе ожидать помощи от своих боевых товарищей, поэтому сохранение жизни римского гражданина было высшим проявлением римской доблести. В самом начале своей военной карьеры Юлий Цезарь был награжден таким венком претором Марком Термом после взятия Митилен (Светоний, Божественный Юлий, 2). Луций Геллий предложил наградить таким венком  Марка Туллия Цицерона за раскрытие и подавление заговора Катилины (Авл Геллий, V, 6, 15). Император Август удостоился такого венка также не за воинские заслуги, а за проявленное после окончания гражданской войны милосердие к побежденным (Деяния Божественного Августа, 34), о чем свидетельствует надпись «OB CIVIS SERVATOS» на изображенном денарии Августа.

 


Рис.10.

Наградой за морские подвиги была «corona navalis» или «corona rostrata». Сейчас трудно точно определить были ли это различные награды, либо разные названия одной и той же, как это описано у Вергилия (Вергилий, Энеида, VIII, 684). Согласно Плинию (Плиний, Естествознание, XVI, 3) «corona navalis» давалась матросу, первому ступившему при абордаже на борт вражеского корабля, а «corona rostrata», как венок более высокого ранга, давался полководцу, одержавшему морскую победу над целым флотом. По свидетельствам античных авторов (Тит Ливий, Эпитомы, 129; Сенека, О благодеяниях, III, 32), Марк Агриппа был первым, кто получил такую корону за победу в 36 году до Р.Х. над флотом Гнея Помпея. Медный асс, выпущенный в честь Марка Агриппы Калигулой, дает представление о внешнем виде этого венка, сплетенного из стилизованных носов римских кораблей – ростр, и изготовленного из золота.

 


Рис.11.

Солдат, первым во время штурма взошедший на стену осаждаемого города, получал из рук полководца венок «corona muralis» (Авл Геллий, V, 6, 16). Он представлял собой золотой венец, украшенный зубцами в виде сторожевых башен, укрепленных в крепостной стене. Данный венок вручался претенденту только после тщательного расследования, которое должно было подтвердить первенство именно этого кандидата на награду (Светоний, Август, 25). На редком денарии, отчеканенном Августом в 12 году до Р.Х., на реверсе в таком венке изображен Марк Агриппа, причем «corona muralis» украшена спереди рострой корабля.

 


Рис.12.

Первому воину, взошедшему на вал неприятельского укрепления, вручался венок «corona vallaris» или «corona castrensis». Зубцами этого венка служили стилизованные изображения римских оборонительных палисадов (Авл Геллий, V, 6, 17). К сожалению, на монетах нет изображения данного венка, но денарий  Гая Нумония Валлы, датируемый 41 годом до Р.Х., позволяет увидеть само знаменитое оборонительное сооружение vallum, за преодоление которого этот венок вручали.

 


Рис.13.

Наградные венки достаточно часто носились не на голове, а на золотой цепи, надетой на шею. Также необходимо упомянуть, что венками могли награждаться и целые воинские подразделения, которые располагали эти награды на своих боевых штандартах, как можно увидеть на легионном денарии Марка Антония, отчеканенном в 33-32 году до Р.Х. в Патрах.

 

Получение всеми жителями империи римского гражданства, произошедшее в 212 году по указу императора Каракаллы, совпадает по времени с исчезновением упоминаний о награждении всеми вышеперечисленными знаками отличия, что вряд ли является простым совпадением. Набор в легионы, в основном, жителей провинции привёл к тому, что основной массе легионеров были чужды республиканские военные традиции. Происходит замена моральных стимулов военной службы материальными, при которых даже такая награда, как перевод из легионеров в преторианскую гвардию (Дион Кассий, 74, 2, 3) рассматривается исключительно через призму увеличения при этом переходе величины солдатского жалования. В конечном итоге, следование материальным принципам поощрения, в том числе, привело к появлению медальонов – тяжелых золотых монет, отчеканенных по римской монетной стопе и имеющих кратный вес к весу ауреуса. Любопытная параллель с русской историей – за победу в сражениях Северной войны солдатам часто вручали в виде награды серебряный рубль, большую по тем временам сумму, которую многие предпочитали не тратить, а, приделав ушко, носить на мундире в виде награды. Так материальное вознаграждение становилось моральным. Римляне проделали обратный путь – от венка из травы и цветов к тяжелой золотой монете, которую можно было немедленно пустить в оборот.

 


Рис.14.

Префект претория Виталлиан, служивший при Диоклетиане и Константине Великом, скорее всего, был хозяином найденного в 1922 году в Аррасе клада, содержавшего, помимо большого количества обычных золотых и серебряных монет, 21 «наградной» медальон. Помимо реверсов, подчеркивающих связь между императором и армией и восхвалением традиционных воинских доблестей, часть сюжетов оборотных сторон была посвящена различным юбилеям прихода к власти императора и выполнению им обетов. Приводим в качестве примера 9-кратный медальон Константина Великого, выпущенный в 310 году, видимо, в честь получения им титула «Предводителя молодёжи». Так «боевой орден» окончательно превратился в «юбилейную медаль».

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы