Изображение кораблей как тип реверса римских монет

А. Пятыгин

«Римский народ всегда имел наготове флот ради славы, пользы и величия своего государства, а не вследствие необходимости при каком-нибудь волнении; именно для того, чтобы никогда не было такой необходимости, он всегда имел флот в готовности».

Флавий Вегеций Ренат «Краткое изложение военного дела» IV, 31.

 

 

Устройство кораблей Римского флота является логическим продолжением традиций эллинистического кораблестроения. Также как и у греческих кораблей, основным движителем судна являлась весельная тяга, количество гребцов просто возрастало вместе с ростом размеров кораблей, при этом в среднем римские корабли были больше аналогичных кораблей своих противников. Римляне называли все свои боевые корабли naves longae, то есть «длинные корабли», потому что соотношение длины корпуса к его ширине составляло минимум  6:1. Также боевые корабли делились по признаку наличия или отсутствия  у них тарана на naves rostrae, то есть с тараном и на все прочие, «просто» корабли. Главным признаком, по которому делились корабли, являлось количество рядов весел с одной стороны корабля. Один ряд – монера или унирема, с двумя – бирема, с тремя – трирема или триера, с четырьмя – тетрера или квадрирема и так далее. Помимо весельной тяги при попутном ветре римляне использовали паруса, для чего устанавливали мачты. Практически все боевые римские корабли не имели стационарных мачт, перед боем все паруса скатывались и убирались в специальные чехлы, а мачты убирались и укладывались на палубу. В связи с этим быстроходность кораблей оставляла желать лучшего, «быстроходным считался корабль способный достичь скорости в 7-8 узлов или примерно 14 км в час, а для больших кораблей приемлемой скоростью считалась скорость вдвое меньшая. Римский флот был каботажным и не был приспособлен для длительных морских переходов и сражений, в первую очередь из-за большого экипажа, куда обязательно входила морская пехота – исключительно римское изобретение. Мореходность конструкции самого корабля также была невысокой, в случае внезапного и сильного шторма флот мог погибнуть практически полностью. При этом римский корабль был крайне долговечной конструкцией – нормальным сроком службы считались 25 – 30 лет. Экипаж корабля  по подобию римской сухопутной армии назывался  «центурией».  Во время плавания главным на корабле был «триерарх», при вступлении корабля в сражение командование переходило к центуриону, который командовал подразделением морской пехоты на данном корабле. Применение абордажного боя – отличительная черта римской тактики морского боя. Римляне старались подвергать вражеский корабль атаке сразу нескольких кораблей, достигая при этом большого численного превосходства, и цепляли противника специальным «вороном» — абордажным трапом. Далее по этому трапу на вражескую палубу перебирались римские легионеры, явно превосходившие в боевой выучке матросов противника, и дело было сделано. Конечно, сражение начиналось метанием стрел и камней из специальных приспособлений, другим важным вооружением служили так называемые «жаровни», при помощи которых зажигались корабли противника, развитие которых привело в дальнейшем к «греческому огню», использовавшемуся византийцами. Но, несмотря на перечисленные выше приспособления, главным и самым мощный оружием римского корабля оставался таран (лат.rostrum). Большой таран (собственно рострум) в форме высокого плоского трезубца находился  под водой и был предназначен для  сокрушения  подводной части неприятельского корабля. Изготавливался таран из железа или бронзы, вес его был очень большим – несколько сотен килограммов, возрастая вместе с размером корабля. При таранной атаке существовала большая вероятность глубокого проникновения большого тарана в корпус вражеского корабля, и, как следствие, полной потери маневренности, а в случае пожара или потопления противника – опастностность разделить его судьбу. Для предотвращения подобных случаев, как правило, использовался еще один таран, так называемый малый (проемболон), который находился  над водой и имел форму бараньей, свиной, крокодильей головы.

Самым распространенным типом римского военного корабля была либурна. Либурна – тип римского военного корабля, который существовал как в одно, так и в двухъярусном варианте. Название этого типа происходит от названия Либурнии — «части Далмации с главным городом Ядертиной; взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами» (Вегеций, IV, 32). Выбор именно данного типа кораблей произошел после битвы при Акциуме, где либурны Августа наголову разбили тяжелые корабли Марка Антония благодаря высокой маневренности и, вероятно, широкому использованию зажигательных снарядов. Как правило, число гребцов на либурне составляло 50-80 человек, а подразделения морской пехоты, прикомандированного к кораблю – 30-50 солдат. Для повышения вместимости достаточно часто либурны комплектовались закрытой палубой, что позволяло перевезти полную римскую когорту на 20 кораблях такого типа. Особенно удобно это было при патрулировании и боевых действиях на таких реках как Рейн или Дунай. Доказательством большой роли таких кораблей служит изображение либурн в римской чеканке, начиная со времен Республики и заканчивая монетами британского узурпатора Аллекта.

 

Рис.1. Римская империя, Адриан, 117-138 годы.

AR денарий, вес 3,67 гр., диаметр 17мм.

Время чеканки: 132 год.

Место чеканки: Рим.

Аверс: HADRIANVS AVG COS III PP, голова императора в лавровом венке, повёрнутая вправо.

Реверс: FELICITATI, либурна плывущая влево, пять гребцов, кормчий у руля, под обрезом AVG.

Ссылки: RIC 240 (II, 368); RSC 712 (II, 134).

Состояние: Extremely Fine / Extremely Fine.

Происхождение: Gorny and Mosch, Auction 141, лот 309.

 

Рис.2. Римская империя, Каракалла, 198-217 годы.

AR денарий, вес 3,32 гр., диаметр 19 мм.

Время чеканки: 202 год.

Место чеканки: Рим.

Аверс: ANTONINVS PIVS AVG, драпированный бюст императора в лавровом венке, повёрнутый вправо.

Реверс: ADVENT AVGG, либурна, плывущая влево, пять гребцов, три фигуры, сидящие у руля, военный штандарт на корме.

Ссылки: RIC 120 (IV, I, 231); RSC 3 (III, 63).

Состояние: Extremely Fine / Extremely Fine.

Происхождение: Monnaies d’Antan, Франция.

 

Рис.3. Римская империя, Постум, 259-268 годы.

AR антониниан, вес 3,57 гр., диаметр 22 мм.

Время чеканки: 260-265 годы.

Место чеканки: Колония Агриппинова (Лугдун в RIC).

Аверс: IMP C POSTVMVS PF AVG, драпированный бюст императора в лучевой короне, повёрнутый вправо.

Реверс: LAETITIA, либурна, плывущая влево, пять гребцов, кормчий сидит у руля, под обрезом AVG.

Ссылки: RIC 73 (V, II, 343); RSC 167 (IV, 131).

Состояние: Extremely Fine / Extremely Fine.

Происхождение: Monnaies d’Antan, Франция.

 

Рис.4. Римская империя, Аллект, 293-296 годы.

АЕ антониниан, вес 2,37 гр., диаметр 19 мм.

Время чеканки: 293-296 год.

Место чеканки: Лондиний.

Аверс: IMP C ALLECTVS P AVG, драпированный бюст императора в лучевой короне, повёрнутый вправо.

Реверс: VIRTVS AVG, либурна, плывущая влево, под обрезом QL.

Ссылки: RIC 128 (V, II,  569).

Состояние: Extremely Fine / Extremely Fine.

Происхождение: Fritz Rudolf Künker GmbH & Co. KG, Auktion 158, lot 762.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы