Боги и мифологические персонажи на римских имперских монетах

А. Пятыгин

Древности простительно, мешая человеческое с божественным,

возвеличивать начало городов…

Titus Livius «Ab Urbe Condita», I, 7

 

Римская мифология находится для нас в тени более известной греческой мифологии, этому же способствует спорное мнение о вторичности латинской культуры относительно греческой. Римские боги достаточно часто просто отождествляются по некоторым признакам с греческими, поэтому можно прочитать о том, что, например, римский Вулкан — это греческий Гефест, что является сильным упрощением. Необходимо отметить, что ко времени образования Империи, процесс религиозного синкретизма греческих и римских богов в основном закончился. Римляне вообще достаточно часто устраивали обряд «evocatio» или призвания чужого, зачастую вражеского, бога к себе в Город, предлагая ему лучшие для этого условия и обещая построить храм. Стремящиеся узнать больше об этом вопросе могут обратиться к прекрасным книгам, перечисленным в библиографии по данной теме, нас же больше интересовало другое, а именно, изображения каких богов присутствовали на римских монетах императорского времени, и к которым мы присоединяем краткие описания этих богов. В этих описаниях мы постарались в первую очередь подчеркнуть отличия именно римских богов от их известных греческих тождеств.

 

Рис.01. АПОЛЛОН (денарий Антонина Пия, 138-161 годы).

Аполлон, в мифологии сын Зевса и Лето, брат-близнец Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития. Отсюда разнообразие его функций – как губительных, так и благодетельных. Он бог света и солнца, предсказатель судеб; бог искусств и предводитель муз; покровитель земледелия, стад, всей растительности вообще, бог врачевания, бог-искупитель, бог юности и так далее. Его атрибуты – лира, лук, треножник. Священным растением Аполлона был лавр. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Официальное установление культа Аполлона произошло по предписанию Сивиллиных книг в связи с чумой в 433 до Р.Х., когда был дан обет выстроить ему храм, посвященный в 431 до Р.Х. консулом Гнеем Юлием. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в его честь вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме. Голова Аполлона или его фигура полностью часто встречаются на римских монетах. Он изображался в виде прекрасного юноши, держащим лиру или натягивающим лук. На монетах также отдельно изображались и атрибуты Аполлона — треножник и лира.

 

Рис.02. БАХУС (аурей Геты, 198-211 годы).

Бахус, латинская форма имени Вакх, одного из имен греческого Диониса, божества восточного (фракийского и лидийского) происхождения, распространившегося в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившегося там. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме почитался под именем Вакха или Бахуса. Он отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном и Либером. Древние римляне изображали Бахуса в виде бородатого мужчины в длинной одежде или обнаженным юношей с атрибутами – тирсом, священным посохом, увенчанным сосновой шишкой и кистой, корзиной для змей. Его животным считалась пантера. На приведённой монете изображена свадьба Бахуса и Ариадны.

 

Рис.03. ВЕНЕРА (денарий Плавтиллы, жены Каракаллы).

Венера в римской мифологии первоначально богиня садов, имя ее употреблялось как синоним плодов. Первоначально была персонификацией абстрактного понятия «милость богов». С распространением предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутида, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Таким образом, она стала не только богиней красоты, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей всех римлян. В 295 году до Р.Х. в Риме был учрежден государственный культ Венеры. В 215 году до Р.Х. римляне освятили храм Венеры Эрицинии. В I веке до Р.Х. культ Венеры начинают использовать в политических целях различные государственные деятели. Так Сулла установил культ Венеры, приносящей радость и обещающей победу. Юлий Цезарь, являвшийся ее потомком, посвятил ей храм Венеры Прародительницы. Заботы об этом храме впоследствии взял на себя Август, как член рода Юлиев. С распространением восточных культов Венера стала отождествляться с Изидой и Астартой. На римских монетах времен Империи Венера изображалась в виде сидящей, стоящей или едущей на биге или квадриге женской фигуры.

 

Рис.04. ВЕСТА (аурей Сабины, жены Адриана)

Веста – римская богиня священного очага римской общины, курии и дома. Культ Весты восходил к древнейшим индоевропейским традициям и был в Риме одним из исконных. Культ Весты был тесно связан со святынями Города — Палладием, привезенным Энеем из Трои, и Регией, жилищем царя. Весталки, жрицы богини, избирались из числа девочек 6 -10 лет, они должны были сохранять девственность 30 лет. Круглый храм Весты стоял на римском форуме. Внутри этого храма находился очаг Весты, в котором весталки поддерживали вечный огонь. В непрестанно горевшем вечном огне Весты видели залог устойчивости римского государства. Весту причисляли к Пенатам Рима, поэтому магистраты, вступавшие в должность, приносили жертвы и Весте, и пенатам. Веста особенно часто встречалась на монетах римских императриц. Она изображалась с лицом, закрытым покрывалом, в длинной одежде с атрибутами: скипетром, Палладием, симпулом и факелом.

 

Рис.05. ВИКТОРИЯ (денарий Адриана, 117-138 годы)

Виктория, римская богиня победы, называвшаяся вначале Вика Пота. В Риме Виктории были посвящены храм на Палатине и алтарь в курии сената, воздвигнутый при Августе. На монетах Викторию изображали в виде крылатой девы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках. Виктория представала на этих изображениях как олицетворение победы императора.

 

Рис.06. ВУЛКАН (антониниан Валериана Старшего, 253-261 годы)

Вулкан в римской мифологии бог разрушительного и очистительного пламени (отсюда обычай сжигать в его честь оружие врага). Вулкан имел своего жреца и праздник Вулканалий, отмечавшийся 23 августа. Вместе с ним почиталась богиня Майя, которой жрец Вулкана приносил жертву 1 мая. Впоследствии Вулкан почитался как бог, защищавший от пожаров, вместе с богиней Стата Матер. Соответствует греческому Гефесту, но связь с кузнечным делом в Риме не прослеживается. На монетах изображался со следующими атрибутами: молот, щипцы, наковальня и пилей (войлочная шапка ремесленников).

 

Рис.07. ГЕРКУЛЕС (антониниан Гордиана III, 238-244 годы)

Геркулес в римской мифологии бог и герой, соответствующий греческому Гераклу. Почитался во многих городах Италии, его культ был заимствован римлянами из Тускула или Тибура, где Геркулес почитался как воинственный бог-“победитель», имевший своих жрецов. В Риме древнейший алтарь Геркулеса находился у Бычьего рынка возле цирка. В 312 году до Р.Х. он был включен в Риме в государственный культ. Геркулес прославился совершением 12 подвигов, а после смерти был вознесен на Олимп в качестве бога, где получил в жены Гебу, богиню юности. Как человек, ставший богом за свои заслуги, он рассматривался как залог надежды на бессмертие каждого честного человека. Геркулес считался в античности вечным тружеником, богом победы для солдат, прообразом идеального царя, олицетворением силы, мужества и отваги, поборником справедливости и доброты, избавителем от бед и спасителем. В этой функции римские императоры старались отождествить себя с Геркулесом. На монетах Римской империи обычно изображался в полный рост и в различных сценах, связанных с его подвигами. Особенно примечательны монеты Коммода, принявшего имя Геркулес и носившего в подражание своему герою львиную шкуру. Позже имя Геркулий принял и тетрарх Максимиан.

 

Рис.08. ГРИФОН (антониниан Галлиена, 253-268 годы)

Грифоны, чудовищные птицы Древнего Востока с крылатым туловищем льва и головой орла, символ божественной власти. Грифоны или «собаки Зевса», стерегут золотые копи в стране гипербореев.

 

Рис.09. ДЕА ЦЕЛЕСТИС (аурей Септимия Севера, 193-211 годы).

Деа Целестис, карфагенская небесная богиня, культ которой имеет североафриканские корни. Почитание этой богини имело довольно ограниченные временные рамки — эпоху Северов. Деа Целестис иначе называлась Сияющей богиней, а впоследствии отождествлялась с Дианой. На представленной монете видимо, изображен праздник открытия Храма Септимия Севера в Карфагене. Богиня изображена на льве, выходящем из воды.

 

Рис.10. ДИАНА (денарий Марка Аврелия, 161-180 годы).

Диана, дочь Юпитера и Лето, в римской мифологии изначально богиня женственности и плодородия, в связи с чем почиталась как покровительница рожениц. В дальнейшем богиня растительности, олицетворение луны, богиня охоты, владычица зверей. Она была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия — «богиня трех дорог», толковавшийся как знак тройной власти: на небе, земле и под землёй. Диана считалась олицетворением луны, также как и её брат-близнец, Аполлон в период поздней римской античности идентифицировался с Солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немезидой. В Риме святилище Дианы находилось на Авентине. День учреждения Храма Дианы 13 августа был днем отдыха для рабов. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини. Очень часто изображалась на римских монетах, обычно в короткой одежде с луком и стрелами и в сопровождении оленя и нимф.

 

Рис.11. ДИОСКУРЫ (нуммий Максенция, 306-312 годы)

Диоскуры (греч. «сыновья Зевса»), в греческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса, братья Елены и Клитемнестры. По одной из версий мифа, Полидевк и Елена — дети Леды от Зевса, Кастор и Клитемнестра — дети от её супруга Тиндарея, спартанского царя (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным). В римской мифологии Диоскуры именуются Кастор и Поллукс. Они почитались как благородные спасители, особенно покровители мореплавателей. На римских монетах встречаются различные изображения Диоскуров, их бюсты, оба полностью в качестве укротителей коней, скачущих всадников с опущенным копьем, стоящими с конями или без них.

 

Рис.12. ИСИДА (денарий Юлии Домны, жены Септимия Севера)

Исида, древнеегипетская богиня неба и любви, сестра и жена Осириса, мать Гора, воплощение супружеской и материнской любви, которая пользовалась особым почитанием в эпоху Птолемеев (323-30 гг. до Р.Х.). Культ Исиды распространился из Египта по всей территории Древней Греции и Рима. На монетах римских императоров, начиная с Адриана (117-138), Исида изображалась в виде бюста или в полный рост со своими атрибутами: солнечным диском между коровьими рогами, иногда и между урейскими (египетскими очковыми) змеями в качестве характерного для неё головного украшения и обычно с систром и ситулой (ведерком). Исида воспринимает черты Тихе (богини случая), Деметры и Гекаты и сливается с Кибелой, поэтому римская Исида не имеет практически ничего общего с древнеегипетской богиней. С 4 в. до Р.Х. появляется мистический культ Исиды, позднее описанный Апулеем. Её культ объединяется с культом Сераписа. В Риме общины ее почитателей вначале преследовались. Калигула первым воздвиг ей храм под именем Исиды Кампейской.

 

Рис.13. КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА (антониниан Филиппа Араба, 244-249 годы)

Когда по приказу царя Амулия новорожденные братья-близнецы Ромул и Рем были брошены в реку, колыбель с ними не утонула, а прибилась к берегу. Голодные дети громко плакали, и пробегавшая мимо волчица накормила их своим молоком. До того, как братьев нашел пастух Фаустул, волчица кормила и оберегала своих приемных детей. Мотив изображения капитолийской волчицы, кормящей братьев, был весьма популярен в римском монетном деле.

 

Рис.14. КАСТОР (денарий Геты, 209-211 годы)

Кастор, один из братьев Диоскуров, смертный сын царя Тиндарея и Леды, тогда как его брат Поллукс – бессмертный сын Зевса. Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении. Кастор известен как наездник и атлет, он победил в беге на первых Олимпийских играх, устроенных Гераклом.

 

Рис.15. КЕНТАВР (антониниан Галлиена, 253-268 годы).

Кентаврами в античной мифологии назывались дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличающиеся буйным нравом и невоздержанностью. Наиболее известны из них Хирон, мудрый воспитатель Геракла, и Несс, погубивший этого героя.

 

Рис.16. КЕРБЕР (антониниан Каракаллы, 198-217 годы).

Кербер, пес, порождение Тифона и Ехидны, чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным змеиными головами, и змеиным хвостом, которое охраняет вход в подземное царство. Для выполнения приказа Эврисфея Геракл связал Кербера и вывел на поверхность Земли. После свершения этого 12 подвига, Геракл отпустил Кербера назад в Аид.

 

Рис.17. КИБЕЛА (денарий Юлии Домны, жены Септимия Севера)

Кибела в античной мифологии богиня материнской силы и плодородия, имевшая фригийского происхождения, которая также носила имена: Кивена, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. В мифе Кибела также именуется Агдистидис, и Катулл отождествляет ее с Реей. Мифы о Кибеле связаны с именем Аттиса, который был ее культовым спутником. Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появляется всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы был введен в 204 году до Р.Х., в конце Второй Пунической войны. Культ Кибелы слился с чисто римским представлением о богине посевов и жатвы Опы. Празднества в честь Кибела стали более пышными уже в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм. Тогда Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства.

 

Рис.18. КУПИДОН (денарий Юлии Соэмии, матери Элагабала)

Купидон – римский бог любви и персонификация любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле. Часто встречается на античных монетах в виде обнаженного ребенка или юноши с атрибутами: луком и стрелами, который находится рядом со своей матерью богиней Венерой.

 

Рис.19. ЛИБЕР (денарий Септимия Севера, 193-211 годы, денарий).

Либер в римской мифологии древний бог плодоносящих и оплодотворяющих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Часто он отождествлялся с Бахусом. У него была женская параллель — Либера. Либеру, Либере и Церере в 494 до Р.Х. в Риме был возведен храм, ставший религиозным центром плебеев в борьбе с патрициями. Эта плебейская триада богов противопоставлялась патрицианской триаде, почитавшейся на Капитолии — Юпитер, Юнона и Минерва. После окончания борьбы с патрициями, Либер вошел в общий римский пантеон богов и стал богом свободных самоуправляющихся городов, видимо из-за своего имени. Ему был посвящен веселый праздник «либералий», который происходил 17 марта. Непристойные песни этого праздника способствовали возникновению римской комедии. Либер пользовался широкой популярностью во всем римском мире во времена Империи, когда многие императоры отождествляли себя с Либером-Дионисом.

 

Рис.20. ЛУНА (денарий Юлии Домны, жены Септимия Севера).

Луна – римская богиня ночного света, которая отождествлялась с греческой богиней Селеной. Она являлась дочерью титана Гипериона и Тейи, сестрой Гелиоса и Эос. Храмы Селены в Риме находились на Палатинском и Авентинском холмах, один из них был общим с богом Солнца. Культ Луны был вытеснен культом Дианы.

 

Рис.21. МАРС (денарий Луция Вера, 161-169 годы)

Марс, один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон, бог войны, его именем назван месяц март. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и покровителем Рима. Марс – покровитель Марсова поля, служившего в древнем Риме местом военных упражнений и народных собраний. Отождествлялся с Аресом, хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии. Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса». В 366 году до Р.Х. Марсу был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники выезжали на ежегодный парад. В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-Мстителю в благодарность за победу над убийцами Божественного Юлия. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах в виде мужчины атлетического сложения, обычно в шлеме и вооруженного щитом, копьём и коротким мечом, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртутой.

 

Рис.22. МАЙЯ (денарий Домициана, 81-96 годы).

В римской мифологии Майя – италийская богиня, покровительница плодоносной земли. Ей приносились жертвы 1 мая, и именно от ее имени происходит название месяца мая в римском календаре. В эллинистическо-римскую эпоху Майя считалась супругой Вулкана и матерью Меркурия, и отождествлялась с римскими Бона Деа и Фауной.

 

Рис.23. МЕРКУРИЙ (антониниан Геренния Этруска, 248-251 годы)

В римской мифологии Меркурий – бог торговли. В 495 году до Р.Х. Меркурию был поставлен храм у Великого цирка, одновременно была основана коллегия торговцев, находившаяся под его защитой. Матерью Меркурия считалась Майя. Как бог прибыли он часто изображался с кошелем денег и кадуцеем, нося эпитет «счастливый». Многие считали, что Меркурий может обеспечить не только торговую прибыль, но и указать на зарытые клады. Отождествление с Гермесом привело к усложнению образа Меркурия, он становится проводником душ в царство мертвых, вестником и прислужником богов, покровителем искусств и ремесел, знатоком тайн и магии. К атрибутам Меркурия, изображаемым на монетах, относятся петас, крылатые сандалии и кадуцей.

 

Рис.24. МИНЕРВА (денарий Домициана, 81-96 годы)

Минерва – в римской мифологии богиня, входившая наряду с Юпитером и Юноной в Капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии. Римская Минерва соответствует этрусской Менрве. Культ, возможно, заимствован из города Фалерии, где Минерва издавна почиталась как покровительница ремесел и искусств. Такова же была её функция и в Риме. В 207 году до Р.Х. по ходатайству Ливия Андроника при храме Минервы была организована коллегия писателей и актеров, покровительницей которых стала богиня. Впоследствии её почитали также музыканты, врачи и учителя. Отождествление Минервы с Афиной добавило к ее образу черты богини мудрости, войны и городов.

 

Рис.25. НЕМЕЗИДА (денарий Клавдия, 41-54 годы).

Немезида, греческая богиня, по Гесиоду, дочь Никты, именуемой также Адрастеей (неотвратимой) и близкая по своим функциям богине Дике. Олицетворение судьбы, богиня мести. Воздает людям сообразно их вине наказание за гордыню и несправедливости. Согласно «Киприям», дочерью Немезиды от Зевса была Елена. Культ Немезиды был распространен в Рамнунте (Аттика), близ Марафона, откуда ее второе имя – Рамнузия. В императорском Риме почиталась как покровительница гладиаторов и солдат. Изображалась с атрибутами равновесия, наказания и быстроты (весы, уздечки, меч или плеть, крылья, колесница, запряженная грифами).

 

Рис.26. НЕПТУН (денарий Адриана, 117-138 годы).

Нептун, один из древнейших римских богов, первоначальная его природа и культ мало известны, но видимо, они всегда были связаны с водой. В связи с этим произошло отождествление его с Посейдоном. Праздник Нептуна, нептуналии, справлялись 23 июля с целью предотвращения засухи. Морской Нептун почитался людьми, отправлявшимися в морское путешествие. Отождествление его с Посейдоном обусловило связь Нептуна с лошадьми и его эпитет «конный», который позволил ему стать богом всаднического сословия Рима. Введение культа Нептуна конного и его праздника приписывалось Ромулу. Атрибут Нептуна — трезубец. Нептун изображается на римских монетах в виде обнаженного шагающего юноши или мужчины с накинутой на плечи шалью, размахивающего трезубцем.

 

Рис.27. ОПА (денарий Пертинакса, 193 год)

Опа, римская богиня плодородия, богатой жатвы, посевов. Она имела эпитет Консивия (сеятельница). С 3 века до Р.Х. Опа отождествляется с Реей и считается женой Сатурна. В Опе видели также аналогичную Теллуре богиню земли и Кибелу. Посвященные ей надписи единичны. В Риме на Капитолии было несколько храмов Опы. Окружавшая ее культ таинственность вызвала представление об Опе как о богине, покровительнице Рима, имя которой было табуировано. Атрибутами Опы являются хлебные злаки и скипетр.

 

Рис.28. ПЕГАС (денарий Домициана, 81-96 годы).

Пегас в древнегреческой мифологии крылатый конь, порождение Посейдона и Медузы Горгоны. Верхом на Пегасе герой Беллерофон вступил в бой против Химеры. Ударом копыта Пегас выбил на горе муз Геликоне «конский источник» Ипокрену, поэтому позже стал конем поэтов. Когда Беллерофонт захотел на нем забраться на небо, Пегас его сбросил. На Олимпе Пегас подносил Зевсу молнии и гром.

 

Рис.29. ПЛУТОН (денарий Каракаллы, 211-217 годы).

Плутон, Аид, Гадес, мрачный бог подземного мира, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии, супруг Персефоны. При разделе мира получил подземное царство, где неумолимо и безжалостно управлял мертвыми. Поскольку Плутон не давал возможности мертвым возвращаться из его царства, он был страшен и ненавистен людям. В Риме ему соответствовал Dis Pater. Согласно Павсанию, Плутона нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога, куда разрешалось входить только священнослужителям. С проблемой Плутона связаны также представления о судьбе души и тела, справедливом возмездии – образе богини Дике, действия законов неотвратимости. На римских монетах встречается изображение Плутона, в виде фигуры мужчины с высоким головным убором (полос), с вытянутой правой рукой и скипетром в левой.

 

Рис.30. РОМА (аурей Тацита, 275-276 годы).

Рома, в римской мифологии богиня, олицетворение города Рима. Впервые изображения Ромы, увенчанной Фидеей, появляются в 204 году до Р.Х. на монетах южно-италийских Локр. Во II веке до Р.Х. её культ стали учреждать попавшие под власть Рима города восточных провинций. Статуи Ромы восточные города и народы посвящали также Юпитеру Капитолийскому. Иногда культ Ромы сочетался с культом римских полководцев, например Тита Фламинина. В правление Августа культ Ромы, как на востоке, так и на западе, соединяется с почитанием обожествленного Цезаря и самого Августа. Август и Рома получают общие храмы и общих жрецов. Император Адриан посвятил богине сопровождавшийся играми праздник, построил в Риме на Священной дороге двойной храм, посвятив его Роме и Венере. Голова Ромы в шлеме впервые появляется на триенсе и унции из серии римских монет «aes grave». Здесь Рома может быть истолкована иконографически и как Афина. Рома встречается на аверсах нескольких ранних римских серебряных монет и, в дальнейшем часто, на денариях наряду с погрудными изображениями мифологических персонажей и исторических личностей. На монетах Римской империи Рома изображалась всегда в шлеме и полностью. Сидящая она держала на ладони правой руки статуетку богини Виктории и копьё в левой руке, если стояла, то с копьем, щитом и коротким мечом.

 

Рис.31. РОМУЛ (денарий Адриана, 17-138 годы).

Ромул – в римской мифологии основатель и эпоним Рима. О происхождении Ромула и его брата-близнеца Рема существовали различные версии: они сыновья или внуки Энея, сыновья Реи Сильвии и Марса. Близнецов, брошенных в Тибр по приказу царя Амулия, спасла и вскормила волчица, а потом нашли и вырастили пастухи. Впоследствии братья узнали о своем происхождении, убили Амулия и вернули власть своему деду. После этого они решили основать город, и в ссоре из-за места постройки Рем был убит. После долгого и славного царствования Ромул исчез, явился некоему Юлию Прокулу и возвестил, что вернулся на небо к своему отцу и стал теперь богом Квирином, покровителем Рима. Ромул, обожествленный под именем Квирина, встречается в виде воина на монетах от Адриана до Коммода.

 

Рис.32. САЛЮТА (денарий Нерона, 54-68 годы).

Салюта – римская богиня здоровья, благополучия и процветания. Изначально она носила имя Валетуда и была местной богиней, почитавшейся на вершине Салютаре (одной из вершин холма Квиринал), но к концу Римской республики стала называться Салюта. Где-то в это же время в Рим пришел культ дочери Эскулапа Гигиеи, который слился с культом Салюты. В ее честь был построен в 307 до Р.Х. храм в Риме, со временем она стала богиней общественного благополучия и благополучия Августа, и именно в этом качестве Салюта изображалась на римских монетах. Атрибутом Салюты была жертвенная чаша, из которой богиня кормит священную змею, которая либо обвивает богиню, либо находится на алтаре.

 

Рис.33. САТУРН (антониниан Галлиена, 253-268 годы).

Сатурн, один из древнейших римских богов, имел свой храм уже в 5 веке до Р.Х. Он очень рано стал отождествляться с Кроносом, что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что произвело. Под влиянием Кроноса Сатурн стал почитаться как бог Золотого века, один из первых царей Лация, куда он бежал от своего сына Юпитера и где власть с ним разделил Янус. Сатурн научил своих подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, почему вся страна стала называться «землей Сатурна». Проводились известнейшие праздники «сатурналии» — предтечи нашего карнавала. В храме Сатурна хранилась государственная казна. Впоследствии женой Сатурна считалась отождествленная с Реей Опа. На монетах Сатурн представлен в образе старого человека, держащего в руке серп.

 

Рис.34. СЕГЕТИЯ (антониниан Салонины, жены Галлиена).

Сегетия, древняя италийская богиня земледелия наряду с Сеей, Мессией, Тутулиной и Салютой. Поздние римские авторы причисляли ее к земным божествам, полубогам, стоявшим ниже небесных богов.

 

Рис.35. СЕРАПИС (денарий Каракаллы, 198-217 годы).

Серапис, один из богов эллинистического мира. Культ Сераписа как бога столицы Египта Александрии был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером (правил в 305-283 до Р.Х.) при содействии египетского жреца Манефона и афинянина жреческого рода Тимофея. Новое божество было создано для сближения египетского и греческого населения на религиозной почве, однако почитание его распространилось преимущественно в греко-римской среде. В образе и имени Сераписа были соединены популярные египетские боги Осирис и Апис. Подобно им, Серапис был богом плодородия, был связан с загробным культом, и считался богом мертвых. Серапис был объявлен повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений и бога солнца. Отождествляли Сераписа и с Зевсом, а также с легендарным строителем пирамиды Джосера, мудрецом и врачом Имхотепом. Иконография Сераписа чужда египетской традиции и напоминает образы Плутона и Зевса. Его изображали человеком средних лет в греческом одеянии, с пышной прической и бородой, на голове — корзина, наполненная плодами. Позже культ Сераписа распространился на всю римскую империю. На греческих или римских монетах изображена голова или вся фигура бога. На голове всегда высокий головной убор, иногда в окружении зубчатой короны бога солнца Гелиоса, главным образом на александрийских монетах. В полный рост обычно встречается как Серапис-Аид.

 

Рис.36. СОЛЬ (антониниан Проба, 276-282 годы).

Соль – римский бог солнца. В древности почитался как Соль Индигет. Культ Соля и Луны до II века был распространен в основном среди крестьян. Затем он становится одним из ведущих богов империи, когда в образе Соля сочетались: религиозно-философские учения о Солнце как верховном боге; представление о Солнце как блюстителе справедливости; пропаганда идеи о близости к Солнцу императоров, изображавшихся в солнечной короне и, как Соль, именовавшихся «непобедимыми». На культ Соля большое влияние оказали восточные солярные культы. Бог Соль часто встречается на римских монетах, где всегда изображался в лучевой короне, управляя солнечной квадригой или стоя с поднятой рукой, держа в другой земной шар.

 

Рис.37. СФИНКС (кистофорная тетрадрахма Августа, 27 год до Р.Х. – 14 годы).

Сфинкс, в мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, Сфинкс расположилась на горе близ Фив и задавала каждому загадку ( «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевших дать разгадку Сфинкс убивала, погубив таким образом многих фиванцев, в том числе и сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт обещал царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто разгадает загадку. Загадку разгадал Эдип, а Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.

 

Рис.38. СЦИЛЛА (денарий Секста Помпея, 42-40 годы до Р.Х.).

Сцилла, в античной мифологии морское чудовище, подстерегавшее мореходов в пещере, на крутой скале узкого пролива. У Сциллы шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Она дочь морского божества Форкия или Кратеиды. Мимо Сциллы и Харибды сумел проплыть Одиссей. По Овидию, Сцилла миксантропична: у нее женское лицо и туловище, опоясанное псами. Некогда прекрасная дева, она отвергла всех женихов и влюбленного в нее бога Главка, который испросил после этого помощи у волшебницы Цирцеи. Но влюбленная в Главка Цирцея из мести превратила Сциллу в чудовище.

 

Рис.39. ТЕЛЕСФОР (денарий Каракаллы, 198-217 годы).

На многих изображениях Эскулапа рядом с ним помещена маленькая босая фигурка в плаще с капюшоном, по преданию, предохраняющем от болезней. Это один из сыновей Эскулапа — Телесфор — гений выздоровления. В качестве божества Телесфор начал почитаться в Пергаме, где имел свой собственный храм — «телесферион».

 

Рис.40. ТЕЛЛУРА (денарий Адриана, 117-138 годы).

Теллура – в римской мифологии богиня земли-кормилицы и её производительных сил. Она призывалась понтификами вместе с Теллумоном, Альтором и Рузором. Праздник в честь Теллуры был установлен Нумой по предписанию Фавна. Теллура призывалась также при заключении браков. Как богине подземного мира ей приносилась очистительная жертва фамилией, член которой умирал. Теллура отождествлялась с Церерой, Вестой, Юноной. Её культ, вытесненный культом Цереры, судя по надписям, особенного распространения не имел, но она нередко упоминается в литературе. Как символ дарованного гражданам изобилия, Теллура изображена на алтаре Мира. На монетах держит в руках плоды земли и идентифицируется по легенде.

 

Рис.41.ФАТЫ (аурей Диоклетиана, 284-305 годы).

Фаты или Па́рки – три богини судьбы в древнеримской мифологии,  которые соответствовали мойрам Древней Греции. Их имена следующие Нона – тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни, Децима – наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу, Морта – перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

 

Рис.42. ФЕНИКС (аурей Траяна, 98-117 годы).

Феникс – в мифологии священная птица, раз в 500 лет (другие сроки 1460 и 12954 года) сжигавшая себя, чтобы заново родиться из пепла. Она имеет вид журавля, великолепную окраску красно-золотых и огненных тонов, а также нимб из лучей над головой. Кроме того, феникс являлся атрибутом Этернитаты, персонификации Вечности, как воплощение бессмертия.

 

Рис.43. ФОРТУНА (антониниан Гордиана III, 238-244 годы).

Фортуна, римская богиня счастья, случая, в классическое время приравненная к греческой богине Тихе. Первоначально богиня урожая, материнства, женщин. Как богиню плодов Фортуну почитали садовники, ее праздник 11 июня совпадал с праздником богини плодородия и деторождения Матер Матуты. Фортуне с эпитетом «девственная» посвящали свой наряд невесты. Фортуна защитница женщин, которые были замужем только один раз. Впоследствии, под влиянием пренестинского культа Фортуны, она стала почитаться как богиня судьбы и счастливого случая. Введение культа Фортуны связывали с именем царя Сервия Туллия, который по велению Фортуны стал из сына рабыни царем. Фортуна изображалась в виде женской фигуры, с атрибутами: колесом (символ изменчивости счастья), штурвалом и рогом изобилия.

 

Рис.44. ЦЕРЕРА (денарий Фаустины Младшей, жены Марка Аврелия).

Церера, древнейшая италийская и римская богиня земледелия, произрастания и созревания злаков, подземного мира, насылающая на людей безумие, богиня материнства и брака. Она почиталась сначала как хранительница сельской общины, а, впоследствии, как богиня урожая и злаков. В эпоху борьбы патрициев и плебеев, Церера возглавляла плебейскую триаду богов, которой в 493 году до Р.Х. был выстроен храм. После примирения патрициев и плебеев Церера стала почитаться как общая богиня, но ее старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом, когда Церере была противопоставлена богиня нобилитета Кибела. В III веке до Р.Х. культ Цереры сближается с Деметрой, он эллинизируется, появляются женские мистерии Цереры. Отмечается праздник встречи Цереры с вернувшейся от Плутона дочерью, которому предшествует девятидневный пост и воздержание. С Церерой связывается введение земледелия и законов, приобщивших людей к цивилизации.

 

Рис.45. ЭНЕЙ (сестерций Антонина Пия, 138-161 годы).

Эней, в римской мифологии сын Анхиса и Венеры. Рожденный богиней на горе Ида, Эней до пяти лет воспитывался у горных нимф. Сначала он не принимает участие в защите Трои, но присоединяется к троянцам после изгнания его Ахиллом из родных мест. Он становится одним из храбрейших воинов и избегает гибели после падения Трои. Один из поздних вариантов мифа проник к этрускам в VI-V веке до Р.Х. и положил начало легенде о переселении Энея в Италию и основании им города Рима. Эта версия окончательно оформилась в «Энеиде» Вергилия, где описывается бегство по приказу богов из горящей Трои Энея, несущего на плечах престарелого отца. Рядом с ним шел малолетний сын Асканий Юл (родоначальник рода Юлиев). Вместе с отцом и сыном, Эней вынес из Трои и палладий, священную реликвию Рима.

 

Рис.46. ЭСКУЛАП (антониниан Постума, 260-268 годы).

Эскулап, бог врачевания, был буквально привезен из Греции в Рим в 295 году до Р.Х., когда в Городе вспыхнула сильнейшая эпидемия чумы. Овидий, Плутарх и Павсаний подробно описали прибытие из Эпидавра на корабле, ведомом римлянами, бога в виде большой змеи, которая покинула корабль и приплыла на остров, который делит Тибр на две части. Сейчас на острове Эскулапа сохранились только очертания носа корабля, выложенного из камней по краю берега римлянами в честь прибытия бога, а сам остров сегодня носит имя Святого Бартоломея. Несмотря на то, что Эскулап был одним из самых почитаемых богов античности, есть большая вероятность, что он был реальной исторической личностью, и, например, Гиппократ считался шестнадцатым или восемнадцатым потомком Эскулапа. Мифологическая традиция считает Эскулапа сыном Аполлона и нимфы Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон или, по его просьбе, Гермес иссек тело убитой, вынул из чрева младенца Эскулапа и принёс на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания. Предполагают, что подобным образом появился на свет и кто-то из предков Юлия Цезаря, откуда произошло современное название этой операции «кесарево сечение». Выучившись и повзрослев, Эскулап пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых, за что разгневанный Зевс и убил его молнией. Правда, вскоре он был снова оживлен Зевсом, но отказался от оживления умерших людей. По Аполлодору, это событие произошло в 1237 году до Р.Х.

 

Рис.47. ЮВЕНТА (денарий Марка Аврелия, 161-180 годы).

Ювента, дочь Юпитера и Юноны, имевшая своё небольшое святилище в пределах храма Юпитера Капитолийского. По достижении совершеннолетия каждый юноша, приносивший жертву Юпитеру, должен был уплатить монету в кассу богини Ювенты, как покровительницы novorum togatorum, то есть юношей, только что надевших тогу. Ей же в начале каждого года приносили жертву за юношей. Почиталась на Капитолии вместе с Юпитером, что символизировало вечную молодость Рима. В честь Ювенты был сооружён в Риме храм, освящённый в 191 году до Р.Х.

 

Рис.48. ЮНОНА (денарий Сабины, жены Адриана).

Юнона в римской мифологии богиня брака, материнства, женщин и женской производительной силы. Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения). Юнона стала супругой Юпитера, отождествляясь с греческой Герой. С завоеванием Римом Италии культ Юноны из италийских городов переместился в Рим, что придало ей новые функции и эпитеты: «Regina» (царица), «Lucifera» (светлая), «Sospita» (вспомоществующая), «Rumina» (кормилица), «Fulgura» (молнемечущая), «Moneta» (советница) и другие. Её священным плодом был гранат, священными животными – курица, павлин и корова. В Риме на Капитолии ей был посвящен храм Юноны Монеты, её почитали как Юнону Регину в большом храме Юпитера. Она встречается на римских монетах (особенно на монетах императриц) в виде величественной фигуры в длинных одеждах с венком или диадемой на голове.

 

Рис.49. ЮПИТЕР (денарий Макрина, 217-218 годы).

Юпитер, в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы и царь богов, сын Кроноса и Реи, супруг Юноны. В римском государственном культе Юпитер именовался Наилучший Величайший (Optimus Maximus), став богом Римского государства, его власти и мощи. Его храм стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в Капитолийскую троицу. Как Юпитер Виктор он даровал победу войскам римлян. Важнейшие акты государственной жизни происходили в Капитолийском храме Юпитера, здесь же завершал свой триумф победивший полководец. При империи Юпитер стал покровителем императора, что способствовало распространению его культа в провинции и войсках. С ним отождествлялись все туземные верховные боги, а к концу империи он стал восприниматься не только как главный, но и как единственный бог. На многих римских монетах встречаются самые разнообразные изображения Юпитера: на троне, часто со статуэткой Виктории в руке, стоящего в военных доспехах и так далее. Его главные атрибуты — орел, скипетр и жезл. Юпитер имел множество эпитетов: «IVPITER TONANS» (Громовержец), «IVPITER FVLGVR» (Бог грозы), «IVPITER STATOR» (Бог стойкости), «IVPITER TERMINVS» (Защитник границ) и другие.

 

Рис.50. ЯНУС (денарий Геты, 209-211 годы).

Янус, в римской мифологии бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет «двойной». Янус считался также богом договоров и союзов. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала I в. до Р.Х.

 

Материалы данного словаря составлены на основе многочисленных книг по мифологии, перечисленных в библиографии. Составление, уточнения и дополнения сделаны Андреем Пятыгиным.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы