Статеры италийских городов второй половины VI века до Р.Х.

Денис Хеймонен

Первые монеты в Южной Италии были выпущены во второй половине VI века до н.э. ахейскими колониями, расположенными на берегу Ионического моря: Сибарисом, Метапонтом, Кротоном и несколько позже Каулонией.  Интересен тот факт, что метрополии этих городов не имели на тот момент своей собственной монетной чеканки. Ранние выпуски южно-италийских  монет имеют много общих черт, в первую очередь, их объединяет общий весовой стандарт, именуемый ахейским, при котором в то время вес основной монеты, статера, немного превышал 8 грамм. Система младших номиналов в этих городах была разной и достаточно сложной. Драхма или треть статера, была представлена повсеместно, но дальше начинались различия: чеканились тетроболы, триоболы, монеты в четверть статера и оболы. Я остановлюсь только на основном, старшем номинале, как на монете наиболее четко дающей представление о еще одной общей черте первых южно-италийских монет – об уникальной технике чеканки.

Статеры чеканились на необычно широком монетном кружке по технологии, не встречаемой больше нигде в остальном греческом мире того времени. Реверс этих монет был в общем почти точной негативной копией изображения лицевой стороны, но в отличие от аверса, изображение было не выпуклым, а углублённым внутрь поверхности монеты. Это достигалось тем, что штемпель аверса был стандартным, вогнутым, а реверса необычным, выпуклым. Весь процесс трансформации металла монетного кружка был более сложным, чем в других регионах. Все монетные заготовки делались правильной круглой формы и одного размера, изображения аверса и реверса тщательно подгонялись один к другому, при чеканке выверялось соотношение штемпелей относительно друг друга. Вырезая изображения на штемпеле реверса, резчики иногда шли дальше простого копирования изображения аверса, изменяя в процессе работы многие мелкие детали изображения и даже самого сюжета.

Что было причиной, такого сложного и нестандартного метода выпуска монет этими городами?  В разное время было выдвинуто несколько предположений. Первое, маловероятное, объясняет, что в целом точное соответствие вогнутых и выгнутых изображений, было сделано из практических соображений, а именно, для того, что бы монеты можно было легче хранить и считать, выстроив в удобные столбики. Примерно такие же соображения приводятся иногда в дискуссиях относительно формы византийских золотых «чашек», дизайн которых также пока не нашёл общепринятого объяснения.

Вторая теория объясняет такой дизайн монет практическим воплощением идей пифагорейцев. Пифагор, философ, «величайший греческий мудрец» по словам Геродота, и математик, которому приписывают доказательство знаменитой теоремы, родился на эгейском острове Самос. Его отец Мнесарх был резчиком гемм, что вплотную примыкает к искусству изготовления штемпелей, поэтому будущий философ должен был иметь достаточно полное представление о тонкостях этого ремесла. В 530 г. до н.э. Пифагор, не поладив с тираном Поликратом, переселяется в Кротон, где находит много последователей своего учения, создавших своего рода религиозный орден, который фактически  приходит к власти в Кротоне и распространяет своё влияние на многие другие города Великой Греции. Начинается чеканка монет, на которых зеркальное расположение изображений воплощает собой дуализм, согласно пифагорейцам, присущий всем вещам. Косвенно подкрепляет эту теорию следующее умозаключение: непосредственно философ жил сначала в Кротоне, а потом в Метапонте, куда он был вынужден переселиться после потери демократической партией власти в Кротоне. И именно в этих двух городах чеканка по этой технологии продолжалась вплоть до 430 годов до н.э., то есть значительно дольше, чем в остальных городах. К сожалению, принятие этой красивой теории не соответствует либо дате прибытия философа в Кротон, либо датировке начала чеканки монеты в греческих полисах Италии.

Третья версия гласит, что применение своеобразной техники чеканки статеров вызвано нехваткой серебра в Южной Италии. Из-за малого количества известных месторождений этого металла в тех краях, городам пришлось перечеканивать чужие монеты. Доказательством этой теории могут служить расплющенные монетные кружки, тонкие и широкие, а также монетные штемпеля с очень глубоким рельефом, которые должны были совершенно уничтожить изображение исходной монеты. Минусом этой версии, являются отсутствие соответствующей  по весу монеты, подходящей для перечеканки. Популярный в регионе коринфский статер, который действительно служил материалом для перечеканок, например в сицилийском Селинунте, не подходит, так как весит 8,6 грамма. Также настораживает полное отсутствие следов  первичных изображений на «перечеканенных» статерах, которые должны были бы остаться, несмотря на все ухищрения мастеров при перечеканке.

Еще одно предположение, четвёртое, о причинах применения incuse technique дает Т. Моммзен в «Истории Рима»: «Италийские ахеяне стали чеканить весьма искусно и ловко большие, тонкие и всегда снабженные надписями серебряные монеты при помощи двух однородных клейм, частью выпуклых, частью с углублениями; этот способ чеканки свидетельствовал о благоустройстве цивилизованного государства, так как предохранял от подделки, которая состояла в том, что металлы низшего качества обволакивались тонкими серебряными листочками».

Прежде чем мы обратимся к примерам монет, необходимо сказать несколько слов о датировках. В настоящее время принято считать датой начала чеканки монет италийскими городами Великой Греции середину VI века, примерно 550 г. до н.э. Чеканка началась одновременно в трех полисах: в Сибарисе, Метапонте и Кротоне. Около 530-520-х гг. до н.э. к этим центрам монетной чеканки добавились Каулония и Посейдония. Одновременное начало чеканки монет одного веса  и применение одной технологии для производства монет может являться одним из материальных доказательств существования в это время тесного союза между городами. Позже соперничество между бывшими союзниками Сибарисом и Кротоном вылилось в открытую борьбу, результатом этого столкновения стало в 510 г. до н.э. разрушение Сибариса.  В других городах чеканка монет по этой технологии продолжалась до 500 – 480-х гг. до н.э., после чего монеты стали терять вес, а внешний вид стал обычным, с выпуклым изображением аверса и реверса. Позже всех, примерно в 510 – 500-х гг. до н.э., начинает чеканку собственных статеров по такой технологии Тарент. Как уже говорилось, дольше всего эта технология продержалась в Кротоне и Метапонте, примерно до 430-х гг. до н.э.

 

Сибарис.

 

Самый значительный город региона. Основан ахейскими колонистами  в 720 г. до н.э. Город возвысился благодаря тесным связям  и торговле с Малой Азией. В зените своего  могущества Сибарису  подчинялись четыре местных племени и около 30 окрестных городков и посёлков. Число жителей, вероятно, доходило до 100 тысяч человек.

На статерах Сибариса (илл.1) изображался бык с повернутой назад головой. Хорошо сбалансированное с точки зрения художественной композиции изображение животного прекрасно вписывалось на монетный кружок. Возможно, что некоторые выпуски этих монет чеканились в подвластных Сибарису городах, например статеры с легендой SIRINOS / PYX, которые имеют несколько иной стиль изображения. Бык, скорее всего, олицетворяет собой источник богатства города, принадлежащие ему обильные поля и пастбища. Также это может быть изображением бога местной реки, принявшего обличье быка (Сибарис стоял на  реках Кратис и Сибарис). В пользу этой версии говорит, тот факт, что город Лаос, куда бежали жители разрушенного Сибариса, чеканит в 510-500-ых годах до н.э. статеры по подобию сибарисских, с той лишь разницей, что бык на них был изображен андрокефальным (т.е. имел мужскую человеческую голову). Распространенность этого сюжета на монетах других городов Великой Греции (например,  Неаполя, Гелы и т.д.) тоже подкрепляет такое толкование сюжета.

 

Рис. 1. Сибарис, статер, около 520 г. до н.э.

 

 

Метапонт.

 

Ахейская колония, основанная в VII в. до н.э. Союзник Сибариса, попавший под его влияние после того, как тот помог восстановиться Метапонту после его разрушения местными племенами. Город поместил на своих монетах изображение колоса: либо ячменя, либо пшеницы (Рис. 2). Причина выбора такого сюжета – откровенно «пасторальна»: город жил выращиванием хлеба. Колос также является атрибутом Деметры, богини плодородия и земледелия, культ которой был «профильным» для города. По свидетельству Страбона, город настолько разбогател на торговле зерном, что посвятил дельфийскому святилищу «золотой сноп». Возможна также связь между изображением колоса и игрой слов, основанной на созвучии названия города – Метапонт и греческим словом «метопоринос», что означает «осенний», осень — время жатвы, время сбора хлеба.

 

Рис. 2. Метапонт, статер, 520 – 510-е гг. до н.э.

 

 

Кротон.

 

Основанный в 710 г. до н.э. ахейцами и спартанцами город, благодаря торговле и мореплаванию, быстро достиг своего расцвета. По преданию, Кротон был выстроен по указанию самого Аполлона в настолько здоровой местности, так что из него выходили лучшие атлеты греческого мира. Кротон насчитывал наибольшее число победителей на Олимпийских играх, хотя был обитаем сравнительно недолго. Известен случай, когда на Олимпийских играх, в забеге на один стадий первыми пришли к финишу семь атлетов из Кротона. Знаменитый атлет Милон, шестикратный олимпионик, был также уроженцем Кротона. В Греции ходили поговорки: «Последний из кротонцев был первым из остальных греков»  и «Здоровее кротонца».

Треножник с ножками в виде львиных лап, изображенный на монетах Кротона (илл. 3) – атрибут культа Аполлона, символ той роли, которое божество сыграло в основании города. В Кротоне Аполлон почитался как Основатель — Аполлон Архегет (пророчества дельфийского оракула Аполлона оказывали сильнейшее влияние на общественные дела греков, в том числе и на основание колоний). Есть и альтернативное толкование: треножник – это символ многочисленных побед кротонских атлетов, например, уже Гомер упоминает треножники в качестве призов победителям соревнований.

 

Рис. 3. Кротон, статер, около 530 г. до н.э.

 

 

Каулония.

 

Каулония получила свое начало как колония Кротона, которая была выведена приблизительно в середине VII в. до н.э. Чеканка монет в городе началась несколько позже, чем в основных городах Лиги, около 530 г. до н.э. Как и у метрополии, сюжет статеров Каулонии посвящен богу Аполлону, правда в другой его ипостаси: в городе почитали Аполлона Очищающего (Katharsios).

На статере Аполлон изображён идущим вправо и держащим в поднятой руке лавровый (?) венок, в другой – маленькую мужскую фигурку. Голова фигурки повернута назад, к Аполлону, в обеих руках у неё по ветви, ноги на некоторых штемпелях изображаются крылатыми (Рис. 4).  Данный сюжет иллюстрирует победу молодого Аполлона над змеем Пифоном, охранявшим вход в Дельфийское прорицалище. Повергнув змея, Аполлон направился в Фессалию, в Темпейскую долину, где провел обряд очищения в водах реки Пеней. Маленькая фигурка — это гонец, посланный Аполлоном для возвещения о его возвращении в прорицалище, предусмотрительный посыльный несет ветви лавра, выросшего в священной долине, для очистки воздуха в бывшем логове смрадного Пифона.  Есть и еще одна сюжетная связка между Каулонией, сюжетом монеты и Аполлоном: архаичное название города звучало «Аулон» (на некоторых редких выпусках статерах  легенда с названием города дана именно в такой форме), что означает «долина»,  возможно, это аллюзия на посещение божеством Темпейской долины.

 

Рис. 4. Кавлония, статер, около 520 г. до н.э.

 

 

Посейдония.

 

Чеканка Посейдонии, основанной колонистами из Сибариса в VII в. до н.э., началась примерно в 530 году до н.э., и стоит несколько особняком от монетной системы остальных городов. Города Сибарис, Кротон и Метапонт, расположенные на побережье Ионического моря, чеканили статеры по своему ахейскому стандарту, Посейдония же, находящаяся на побережье Тирренского моря, по фокейскому (7,5 грамма). Причиной этого была, видимо, некоторая удаленность от метрополии, город «вращался» в своих кругах, пользовался одним стандартом со своим соседом Велией. Однако техника чеканки, несомненно, заимствованная у Сибариса, позволяет отнести статер Посейдонии к рассматриваемой нами группе монет, тем более что едва ли не самый яркий образец incuse technique был отчеканен именно в этом городе.

Город Посейдония, расположенный у мыса Посейдона, омываемого заливом Посейдона, поместил на своих монетах… Посейдона! Сюжет: разящий трезубцем бог, изображенный в традиционной «неуклюжей» архаичной манере, выполнен, тем не менее, весьма артистично и имеет очень любопытную деталь — на аверсе дан вид Посейдона спереди, а на реверсе вид сзади, видна ниспадающая с плечей на спину накидка (Рис. 5). Такая подача сюжета, вероятно, уникальна и не имеет аналогов во всей античной чеканке монет.

 

 

Рис. 5. Посейдония, статер, 530 – 500-е гг. до н.э.

 

Как видно из приведённых примеров, все эти монеты были изготовлены по одной технологии и по единому стандарту. Н. Хаммонд, автор «Истории Древней Греции», считал такие монеты ахейцев одним из признаков особой обособленности предполагаемого союза этих городов. Местное население упорно сохраняло свой диалект, пользовалось старым алфавитом и вообще всячески старалось подчеркнуть свою обособленность от окружавших их варваров и остальных греков.  Отсюда и такой необычный дизайн монет, и весовой стандарт, объясняющие, почему эти монеты эти не были распространены за пределами италийской части Великой Греции. Абсолютно все зарегистрированные находки этих монет сделаны на юге Апеннинского полуострова, исключением являются лишь четыре монеты (два статера Метапонта, один статер Кротона и один статер Каулонии) из состава клада, сокрытого примерно в 475 году до н.э. в Египте. В заключение добавлю, что эти строгие изящные монеты являются не только оригинальными нумизматическими артефактами,  но и вообще одними из старейших памятников искусства и письменности в Италии.

 

Использованная литература:

Геродот. История. Л., 1972.

Страбон. География. Л., 1964.

Rutter N. K. Greek Coinages of Southern Italy and Sicily. London, 1991.

Хаммонд Н. Истрия Древней Греции. М., 2008.

Любкер Ф. Иллюстрированный Словарь Античности. М., 2005.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы