Боги и мифологические персонажи на провинциальных монетах: Агафодаемон-Гера

А. Пятыгин

Мы же великую славу об вас разнесем повсеместно,

Сколько не встретим людей в городах, хорошо населенных,

Все нам поверят они, потому что мы правду расскажем.

Hymn. Hom. I, 174-175

 

Монета, которые чеканили города греческих провинций Римской империи, сохранили для нас любопытнейшие изображения героев мифов, которые, зачастую, нигде более не встречаются. Помимо собственно греческих божеств и героев, мы можем наблюдать значительное число представителей различных восточных культов. Надеемся, что данный небольшой иллюстрированный словарь поможет интересующимся данным вопросом коллекционерам в работе.

Рис.01. Провинция Верхняя Мёзия, Гордиан III, 238-244 годы, пентассарий. На реверсе Агафодаемон.

Агафодаемон, финикийское божество, о котором Филон Библский писал следующее: «…Это животное более всех прочих пресмыкающихся обладает духом; оно отличается своей огненной природой, а также, благодаря своему духу, непревосходимою быстротой… Оно весьма долговечно, и по природе своей, сбросив старость, не только молодеет, но и получает приращение по величине, и, дойдя до определенного размера, оно, наконец, уничтожается в самом себе. Это животное не умирает обыкновенной смертью, если только не будет поражено какою-нибудь силою. Финикийцы называют его Добрым божеством, Агафодаемоном…» Более конкретно о финикийском культе змей нельзя более ничего сказать, но следует иметь в виду, что в финикийских храмах были необычайно часты изображения священных египетских змей — уреев.

 

Рис.02. Провинция Лидия, Антонин Пий, 138-161 годы, АЕ 38. На реверсе Адрестея держит на коленях младенца Зевса, которого охраняют куреты.

Адрастея, (неизбежная, неотвратимая), в греческой мифологии божество фригийского происхождения, отождествлявшеяся сначала с Кибелой или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии, особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков, с Немезидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических», указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ. Платон признает «установление» или «закон Адрастеи», понимая ее как эпитет Немезиды и уподобляя ее Дике. Адрастея устанавливает круговорот душ и таким образом смыкается у Платона не только с Немезидой, но и с Ананке и Дике.

Рис.03. Провинция Лидия, Адриан, 117-138 годы, кистофорная тетрадрахма. На реверсе Аид, похищающий на своей колеснице Персефону.

Аид, Гадес ( «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог — владыка царства мёртвых, а также само царство. Аид- олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил наследие свергнутого отца. Аид царствует вместе с супругой Персефоной, (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», т.к. смертная участь не минует ни одного человека. Аид именуется Плутоном ( «богатым»), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок Аида и Геракла, в котором Геракл ранит бога. Его исцеляет божественный врачеватель Пеон. Геракл похищает из царства мёртвых пса — стража Аида. Аид был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — «подземным» и «спускающимся вниз». Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Например, Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых. Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде ( «Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс — страж Аида на крайнем западе ( «запад», «закат» — символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, асфоделевый луг, где блуждают тени умерших, мрачные глубины Аида- Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар. Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аид, реку забвения Лету,перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера. Суд над мёртвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре — как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи», у Платона), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ( «Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. Гомер называет также в Аиде место для праведников — елисейские поля или элизиум. Об «островах блаженных» упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием Аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции. С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

Рис.04. Провинция Киликия, Адриан, 117-138 годы, тридрахма. На реверсе нимфа Амалфея, держит на руках младенца Зевса и рог изобилия, справа у ног коза.

Амалфея, Амалтея, в греческой мифологии нимфа, по другой версии, коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на Крите, где его спрятала мать Рея, спасая от Кроноса. Слуги Реи — куреты и корибанты бряцанием оружия и щитов заглушали плач ребенка, забавляя его по просьбе Амалфеи своими плясками. Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия, а ее вознес на небо (звезда Капелла в созвездии Возничего). В критской пещере Амалфея была спрятана за то, что устрашила некогда титанов. Шкура Амалфеи служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами, отсюда Зевс-Эгиох. Рог изобилия был символом богини мира Эйрене и бога богатства Плутоса.

 

Рис.05. Провинция Киликия, город Малл, А.Север, 222-235 годы, АЕ 41. На реверсе Амфилох возлагает венок на голову императора, который протянул руку богине Тихе.

Амфилох, в греческой мифологии сын Амфиарая и Эрифилы, участник похода эпигонов против Фив. По некоторым источникам, он содействовал своему брату Алкмеону в убийстве Эрофилы. Как один из претендентов на руку Елены, Амфилох прибыл под стены Трои в конце войны и вместе с Калхантом основал ряд прорицалищ на побережье Малой Азии. После окончания Троянской войны Амфилох переселился в Этолию, где основал город, названный им Аргосом. Некоторые источники приписывают это другому Амфилоху, сыну Алкмеона и племяннику первого. Младший Амфилох вместе с прорицателем Мопсом основал также город Малл в Киликии, а затем оба они погибли в поединке, споря о праве на власть в новом городе.

 

Рис.06. Иония, Самос, Транквиллина, жена Гордиана III, АЕ 28. На реверсе герой Андрокл, нападающий с копьём на вепря.

Андрокл, в греческой мифологии сын Ания, внук Аполлона. Его мать Дориппа, которая была выкупленной фракийской рабыней, родила трех дочерей и трех сыновей. Андрокл стал эпонимом одного из островов Киклады.

 

Рис.07. Провинция Фракия, Филипп Араб, 244-249 годы, АЕ26. На реверсе прикованную к скале Андромеду освобождает Персей.

Андромеда, в греческой мифологии дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. В виде искупительной жертвы Андромеда была отдана на съедение чудовищу, которое вместе с наводнением наслали на Эфиопию Посейдон и нереиды (за то, что мать Андромеды похвалялась перед ними своей красотой). Персей уничтожил чудовище и спас от гибели Андромеду, обещанную ему в супруги Кефеем. Прежнего жениха Андромеды, устроившего против Персея заговор, то с помощью головы горгоны Медузы превратил в камень. В память о подвигах Персея Андромеда была помещена Афиной среди звезд.

 

Рис.08. Провинция Египет, Клавдий Готский, 268-270 годы, тетрадрахма. На реверсе бюст Анубиса.

Анубис, Инпу в египетской мифологии бог — покровитель умерших, почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб, либо в виде человека с головой собаки-шакала. Нубис-Саб считался судьей богов, центром его почитания был город 17 нома Каса, по-гречески Кинополь. Согласно «Текстам пирамид» Анубис считал сердца мертвых. Постепенно с конца 3 тысячелетия до н.э. функции Анубиса переходят к Озирису, которому присваиваются эпитеты Анубиса. Вместе с Изидой Анубис входит в круг божеств, связанных с Озирисом. Он ищет его тело, охраняет его от врагов, погребает его, присутствует на суде Озириса. Анубис играет значительную роль в погребальном ритуале, его важнейшая функция — подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. В эллинистическое время и позднее Анубис стал отождествляться с Гермесом, изображаясь в таком виде на провинциальных монетах. Плутарх считал его сыном Осириса и Нефтиды.

 

Рис.09. Провинция Мисия, Антиной, фаворит Адриана, медальон. На реверсе бык Апис.

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание Аписа возникло в глубокой древности, центром его был Мемфис. Аписа считали ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Иногда Аписа отождествляли с Атумом. На бронзовых статуэтках Аписа, дошедших до нас в большом количестве, между рогов часто помещен солнечный диск. Живым воплощением Аписа являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуальный бег быка Аписа оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и близок к Озирису. В поздний период часто изображали Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. В 7-6 веке до н.э. в Мемфисе был построен специальный Апейон для содержания Аписа. Корова, которая его родила, также почиталась и содержалась в особом помещении. Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем. Умершего Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса.

 

Рис.10. Провинция Верхняя Мёзия, Макрин, 217-218 годы, пентассарий. На реверсе бог Аполлон стоит рядом с алтарём, держит в руке лавровую ветвь.

Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций — как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов — Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом, а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то  был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). Аполлон поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником. Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные; он врач или Пеон, Алексикакос ( «помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона — Феб указывает на чистоту, блеск, прорицание. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон- пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей. Среди детей Аполлона также были: прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс Идмон — участник похода аргонавтов. Аполлон- пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий». Иногда эти функции Аполлона связаны с мифами о служении его людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона. Так, у схолиаста к тексту Гомера сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса (по «Илиаде» вместо Аполлона в нём участвовала Афина) Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Они возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы. Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, Аполлон перебил киклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Аполлон- музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Многообразие функций Аполлона наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне Аполлону и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Дина и Орфея. Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона. В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н.э.) Аполлон прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и Аполлон фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии. Внушительность и грозность этого Аполлона вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного Аполлона, как его изображают авторы эллинистического периода. Этот классический Аполлон- бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы, и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы. На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства. Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы Аполлона над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался, прежде всего, как бог искусства и художественного вдохновения.

 

Рис.11. Провинция Египет, Элагабал, 218-222 годы, тетрадрахма. На реверсе бог Арес в военном платье.

Арес, Арей, в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием. Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже в детях Ареса- героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас. Его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку. В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса и поселяется на Олимпе. У Гомера Ареса- буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов, раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин. Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана. Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту. О любви Ареса и Афродиты упоминается в античной литературе часто, и называются дети от этой связи: Эрот и Антэрот, Деймос ( «ужас»), Фобос ( «страх») и Гармония. Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс. Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. «Скифский Арес», входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ( «скифским Гераклом»), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырёхугольной платформы меч — одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана, что скифы в качестве богов почитают ветер и меч, как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов (Аммиан Марцеллин XXXI 2, 23).

 

Рис.12. Халкида, Септимий Север, 193-211 годы, АЕ28. Певец Арион верхом на дельфине, в руке держит кифару.

Арион, греческий певец и поэт, жизнь которого овеяна легендами. Он жил в 6 веке до н.э. на острове Лесбос. Наиболее известно предание, сохраненное Геродотом, о чудесном спасении Ариона дельфином. При возвращении на корабле из Тарента в Коринф с богатыми сокровищами Арион был ограблен моряками и, спасаясь от них, прыгнул за борт. В воде его подхватил дельфин и доставил к Тенарскому мысу.

 

Рис.13. Провиниция Киликия, Антонин Пий, 138-161 годы, АЕ 30. На реверсе богиня Артемида.

Артемида, (этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (Делос). Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф, своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак. Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря, она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона за то, что он убил священную лань Артемиды и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Артемида наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Взамен убитой лани Артемида потребовала Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лавь с золотыми рогами. Губительные функции богини связаны с её архаическим прошлым, владычицы зверей на Крите (жертвенные животные Артемиды: кабан, олень, козёл и коза). В Малой Азии в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (прежде ипостась) Илифию помогает роженицам. Едва появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Она же приносит быструю и лёгкую смерть. Однако классическая Артемида- девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Юный охотник Актеон, подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами. Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага ( «пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона. Артемида Эфесская — покровительница амазонок. Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В героической мифологии Артемида-участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида- враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и Артемидой.

 

Рис.14. Арголида, Аргос, Луций Вер, 161-169, диассарий. На реверсе Архемор лежит на земле, слева один из воинов, справа нянька.

Архемор, в греческой мифологии прозвище Офелета, сына немейского царя Ликурга. Нянька Офелета Гипсипила хотела показать тропу к источнику участникам похода Семерых против Фив, а в это время змея ужалила ребенка. Адраст и его спутники похоронили Офелета в кипарисовой роще, причем Амфиарай увидел в этом предзнаменование будущих напастей и посмертно нарек мальчика Архемором (зачинатель смертей). Адраст учредил в его честь Немейские игры, состоявшие из конных ристаний, бега, кулачного боя, прыжков, метания диска и копья, борьбы и стрельбы из лука.

 

Рис.15. Провинция Фракия, Гордиан III, 238-244 годы, пентассарий. На реверсе Асклепий держит посох, вокруг которого обвивается змея.

Асклепий, в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии,- Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца Асклепия и принёс его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания. Асклепий пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых. За это разгневанный Зевс убил Асклепия перуном. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи. Среди дочерей Асклепия- Гигиея и Панакея — женские коррелаты Асклепия. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты. В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея — не только атрибут Асклепия, но и сам Асклепий- змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами.

 

Рис.16. Финикия, Галлиен, 253-268 годы, АЕ 28. На реверсе Астарта стоит анфас, слева колонна, увенчанная Викторией.

Астарта, в западно-семитской мифологии олицетворение планеты Венеры, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Астарта — древнесемитское божество, которому соответствует Иштар в ассиро-вавилонской мифологии и Астар (мужская параллель). Астарта считалась супругой западно-семитского Астара. В Угарите ее культ занимает большое место, но в мифах она почти не упоминается. Астарта играет важную роль в борьбе богов с Йамму. В Древнем Египте она иногда отождествлялась с Сехмет, считалась дочерью Ра, женой Сета. Астарта также почиталась в Карфагене, где ее образ повлиял на представления о Тиннит, и на Кипре. Черты Астарты и Анат слились позднее в образе Атаргатис. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной. Согласно мифу, Астарта полюбила Адониса и, когда он погиб, спустилась за ним в нижний мир. В период становления иудейского монотеизма пророки вели с культом Астарты ожесточенную борьбу.

 

Рис.17. Провинция Киликия, Галлиен, 253-268 годы, АЕ 23. На реверсе Астрея, идущая слево от Ареса и Гермеса.

Астрея, в греческой мифологии дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости, сестра Стыдливости, обитавшая среди счастливых людей золотого века. Затем испорченность людских нравов заставила Астрею покинуть землю и вознестись на небо, где она стала созвездием Девы. Астрея нередко отождествляется со своей сестрой Дике. На представленной монете Адрастея представляет собой справедливость, которая помогает Аресу, убившему покушавшегося на его дочь Алкиппу Галлирофия. В дальнейшем Алкиппа вышла замуж за Метиона, и стала бабушкой Дедала.

 

Рис,18. Провинция Иудея, Антонин Пий, 117-138 годы, АЕ 26. На реверсе богиня Атаргатис.

Атаргатис (Деркето, Атарате) в западно-семитской мифологии богиня плодородия и благополучия, супруга Хаддада. Она была в эллинистическо-римское время одной из самых почитаемых богинь арамейского пантеона. Отождествлялась с Афродитой. В образе Атаргатис слились черты Анат и Астарты, по-видимому, ее культ начал складываться в первой половине 1 тысячелетия до н.э. и имел оргиастический характер. Атаргатис посвящен трактат Лукиана «О Сирийской богине».

 

Рис.19. Провинция Египет, Адриан, 117-138 годы, драхма. На реверсе богиня Афина стоит в военном платье.

Афина Паллада, в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ( «мудрости», «мысль», «размышление») позднего происхождения — периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Афина – одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её -ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты — змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой», орфический гимн- «пестровидной змеей». Афина- покровительница змей. В храме Афину в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея — страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости Афины в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени — прообраз олимпийской Афины. Среди непременных атрибутов Афины – эгида, щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождём, она хранит молнии Зевса. Её изображение, так называемый палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада). По Геродоту, Афина- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа — Пандросой, ( «всевлажной») и Аглаврой ( «световоздушной»), или Агравлой ( «полебороздной»). Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались «деревьями судьбы», и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения. Она — убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы». Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром. Велик был её гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея. Любимцем Афины был Одиссей. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы». Огромная статуя Афины Промахос ( «передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями,- Полиада ( «городская») и Полиухос ( «градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды». Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов, вообще рабочему люду и называется Эрганой ( «работницей»), покровительницей ремесленников. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Её собственные изделия — подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой. Афина- богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью». Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина Фратрия ( «братская»), Булайя ( «советная»), Сотейра ( «спасительница»), Пронойя ( «провидящая»). Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини — покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней — апофеоз Афины — государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафиней устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах Афине посвящалась третья декада каждого месяца.

 

Рис.20. Провинция Понт, Марк Аврелий, 161-180 годы, АЕ 37. На реверсе богиня Афродита стоит вместе со своим мужем Аресом.

Афродита, в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дианы; согласно другой, она родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» и одного из её прозвищ — Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с Афродитой из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, Афродита старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). Афродита обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (11-13). Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы) и нимф. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная ( «богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании ( «богиня моря»), т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. По своему восточному происхождению Афродита близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита появляется в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» Афродита тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие её также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение Афродиты часто носило чувственный характер (Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая Афродита- дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Афродита Киприда, «кипророждённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» Афродиты дивятся прелести Кифереи (культ Афродиты был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем Афродиты является Гефест -самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и Афродиты повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос ( «страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония. Сыном Афродиты от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом). Как и другие олимпийские боги, Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея-своего сына от возлюбленного Анхиса. Афродита с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию Афродиты, приписывает ей обычные любовные функции — сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий». В гомеровском эпосе отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история Афродиты и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — законный супруг Афродиты, и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а Афродита- на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты. Хотя появление классической Афродиты всё ещё внушает ужас, она постоянно именуется «золотая», «прекрасновенчанная», «сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё». Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. Афродите посвящён гимн поэтессы Сапфо, в котором богиня именуется «пестротронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, Афродита преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом). Платону в «Пире» принадлежит противопоставление Афродиты Урании ( «небесной») и Афродиты Пандемос ( «всенародной»), Хотя древняя Афродита из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба — Урана. Афродита Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы. Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах. Храм Афродиты Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным. Статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой. Афродита Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город». Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа Афродиты. Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище Афродиты- Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»).

 

Рис.21. Провинция Вифиния, Каракалла, 198-217 годы, АЕ 25. На реверсе момент самоубийства Аякса, который бросается на меч.

Аякс Теламонид, Аянт, Эант, в греческой мифологии имя одного из двух Аяксов, участников Троянской войны, оба воевали под стенами Трои как соискатели руки Елены. Аякс Теламонид ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он внук Эака, сына Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его фигурирует в мифе о Геракле и саламинском царе Теламоне. Во время посещения Саламина Геракл просит Зевса даровать царю доблестного сына. Когда Зевс в качестве согласия посылает знамение в виде орла, Геракл просит назвать сына Аяксом (орлом). Аякс привел под стены Трои 12 кораблей и прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. После гибели Ахилла Аякс мужественно защищает от троянцев тело героя и поэтому считает вправе унаследовать его доспехи. Однако судьи, в роли которых выступают троянцы и их союзники, присуждают доспехи Одиссею, и оскорбленный Аякс решает ночью перебить всех ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие, и жертвой меча Аякса становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного на себя позора и кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч. Аякс Теламонид почитался как герой, на агоре в Саламине находился его храм. Перед битвой у Саламина греки принесли ему и его отцу в этом храме жертвы. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.

 

Рис.22. Бизаций, Август, 27 год до Р.Х. – 14 год, АЕ 27. На реверсе бюст бога Баала.

Балу, позднее Баал (общесемитское «хозяин»), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим распространением пользовался культ Балу — бога грома, бури и молний, дождя и плодородия (именовался также Баал-Хаддад). Баал — потомок Илу и Асират, сын Дагона. По позднему финикийскому преданию, переданному Евсевием Кесарийским, мать Баала, одна из наложниц Урана, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана. Сестра и возлюбленная Баала — Анат. Баал именуется богатырем, сильнейшим из героев, скачущим на облаке, князем, возвышенным. Известны его изображения в образе быка или воина, поражающего землю молнией-копьем. Сказания о громовержце Балу известны и по хеттским источникам. Вероятно, Баал-Хаддад тождествен более позднему финикийскому Баал-Аддиру. Почитание Хаддада было широко распространено в Сирии с конца 2 тысячелетия до н.э. Его супругой считалась Атаргатис. В эпоху эллинизма он отождествлялся с Зевсом.

 

Рис.23. Коринфия, Антиной, фаворит Адриана, АЕ 41. На реверсе Беллерофонт, стоит рядом с Пегасом.

Беллерофонт, в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (вариант: бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя Беллерофонта- Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина (вариант: родвого брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера» (греч. Беллерофонт). Опасаясь кровной мести, Беллерофонт был вынужден бежать в Арголиду, где его гостеприимно встретил тиринфский царь Прет. Жена Прета Сфенебея (вариант: Антея) влюбилась в Беллерофонта, но была отвергнута им, после чего она обвинила юношу в покушении на её честь. Поверив жене, но не желая нарушать законы гостеприимства, Прет отправил Беллерофонта к своему тестю, царю Ликии Иобату, вручив ему письмо, содержащее приказ погубить Беллерофонта. Чтобы выполнить приказ, Иобат дал ему одно за другим опасные для жизни поручения. Вначале ему пришлось сразиться с обитавшей в горах Ликии трёхглавой огнедышащей химерой. Боги, покровительствовавшие Беллерофонту, подарили ему крылатого коня Пегаса. Напав на химеру с воздуха, Беллерофонт победил и уничтожил с помощью Пегаса опустошавшее страну чудовище. Затем он отбил нападение воинственного племени солимов и уничтожил вторгшихся амазонок. Иобат устроил возвращавшемуся с войны Беллерофонту засаду, но герой перебил всех напавших на него. Поражённый силой пришельца, ликийский царь отказался от своих замыслов, отдал Беллерофонту в жёны дочь Филоною и, умирая, оставил ему своё царство. От этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр, погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона. Узнав от тестя о письме Прета, Беллерофонт отправился в Тиринф, чтобы отомстить. Притворившись влюблённым, он уговорил оклеветавшую его Сфенебею бежать с ним на Пегасе, но, поднявшись в воздух, сбросил её в море (известно по фрагментам не дошедшей до нас трагедии Еврипида «Сфенебея»). По другому варианту мифа, Сфенебея сама покончила с собой. Дальнейшая судьба героя описана Гомером. Беллерофонт утратил расположение богов, и его постигло безумие. Причиной этого Пиндар считает надменность Беллерофонта, решившего на Пегасе достигнуть вершины Олимпа. Зевс наслал на коня овода. Пегас взбесился и сбросил седока на землю. Хромой и слепой скитался Беллерофонт до самой смерти по Алейской долине ( «долине странствий»). В не дошедшей до нас трагедии «Беллерофонт» Еврипид рассказывал о гибельной попытке Беллерофонта подняться на Олимп и его смерти после того, как он был исцелён от своей непомерной гордости и примирился с богами. Развитию мифа о Беллерофонте была также посвящена не сохранившаяся трагедия Софокла «Иобат». Культ Беллерофонта был распространён в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции. Имена Беллерофонта и связанных с ним Пегаса, химеры, солимов негреческого, восточного происхождения, но всё же существование в ранней Греции мифа о Беллерофонте не вызывает сомнения. В раннегреческих мифах он часто связан с морской стихией (изображения Беллерофонта с трезубцем, происхождение его от Главка или Посейдона), но вместе с тем в образе Беллерофонта встречаются черты солнечного бога (полёт в небо на крылатом коне).

 

Рис.24. Троада, Комод, 180-192 годы, АЕ 38. На реверсе Ганимед во фригийской шапке, сидящий на камне, протягивает кубок орлу Зевса.

Ганимед, в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необычайной красоты Ганимед, когда пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла, и унесен на Олимп. Там он исполнял обязанность виночерпия, разливая на пирах богам нектар. За Ганимеда Зевс подарил его отцу великолепных коней или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа Ганимед вознесен на небо в виде созвездия Водолей.

 

Рис.25. Провинция Фракия, Каракалла, 198-217 годы, АЕ 19. На реверсе ребёнок Гарпократ, стоящий влево, приложил палец к губам, в левой руке держит рог изобилия.

Гарпократ, Гор-па-херд ( «Гор ребенок»), в египетской мифологии одна из ипостасей Гора, сына Изиды и Озириса. Также Гор-па-херд наименование многих, главным образом солнечных, богов в виде ребенка. Изображался мальчиком с «локоном юности», держащим палец у рта (так египтяне изображали детей). Древние греки истолковывали этот жест как знак молчания. Культ Гарпократа как олицетворения восходящего солнца был особенно распространен в эпоху эллинизма.

 

Рис.26. Провинция Памфилия, Галлиен, 253-268 годы, декассарий. На реверсе стоящая Геката Тривия.

Геката, в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства, дочь титана Перса и Астерии, божество карийского происхождения, чей культ распространился в Греции, особенно среди простого народа. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката древнее хтоническое божество, которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека, охраняет детей и юношество. Но как ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката является богиней колдовства, к которой обращаются за помощью. Она помогает покинутым возлюбленным, бродит среди могил и выводит призраки умерших. В ее образе тесно переплетаются два мира — живой и мертвый. Она лунная богиня близкая Селене и Артемиде, являясь, как и последняя охотницей, которую сопровождает свора собак. Но ее охота — это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Геката близка Деметре, жизненной силе земли, и Персефоне, олицетворению подземного мира.

 

Рис.27. Троада, Юлия Домна, жена Септимия Севера, АЕ 28. На реверсе изображён Гектор, приготовившийся метнуть копьё.

Гектор, в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, главный троянский герой. От руки Гектора пал Протесилай, первый грек ступивший на троянскую землю. На десятом году Гектор, как старший сын Приама и его непосредственный преемник, возглавляет боевые действия троянцев, сам отличаясь силой и геройством. Дважды Гектор вступает в единоборство с Аяксом Теламонидом и убивает Патрокла, снимая с последнего доспехи Ахилла. После вступления Ахилла в бой Гектор, несмотря на просьбы матери и отца, остается один перед стенами Трои и вступает с ним в единоборство. В поединке у Скейских ворот он погибает, предсказывая победителю близкую смерть. Замечено, что с именем Гектора не связаны какие-либо другие события троянской войны, кроме изображенных в Илиаде. Могилу Гектора показывали не в Трое, а в Фивах, по-видимому, по происхождению Гектор — беотийский герой, который был включен в круг троянских сказаний относительно поздно.

 

Рис.28. Провинция Египет, Галлиен, 253-268 годы, тетрадрахма. На реверсе бюст бога Гелиоса в солярном венке.

Гелиос, Гелий, в греческой мифологии бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос. Древнейшее до-олимпийское божество, своей стихийной силой дарующее жизнь и наказывающее слепотой преступников. Находясь высоко в небе, Гелиос видит все дела богов и людей, чаще всего дурные. «Гелиоса всевидящего» призывают в свидетели и мстители. Гелиос изображался в ослепительном свете и сиянии, с горящими страшными глазами, в золотом шлеме, на золотой колеснице. Он обитает в роскошном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. На мифическом острове Тринакрия пасутся тучные стада белоснежных быков Гелиоса. Днем Гелиос мчится по небу на огненной квадриге, а ночью склоняется к западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. От Гелиоса породили океанида Персеида колхидского царя Ээта, волшебницу Кирку и Пасифаю, супругу Миноса; нимфа Климена — сына Фаэтона и четырех сыновей, нимфа Рода — семерых сыновей. В позднее время Гелиос нередко отождествлялся со своим отцом Гиперионом или с Аполлоном.

 

Рис.29. Провинция Верхняя Мёзия, Макрин, 217-218 годы, пентассарий. На реверсе стоящая богиня Гера держит в руке патеру и опирается на скипетр.

Гера, в греческой мифологии сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Вместе с остальными детьми Кроноса Гея была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Геру у своих родителей. Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Гера. Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода; самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна её ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса. Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина), насылает безумие на дочерей царя Прета, на Ино, бросившуюся в море. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Гера рождает без супруга Гефеста. Однако эта её матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Гера сбрасывает его с Олимпа, откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Гере, которую он хитроумно приковал к трону. Древняя связь Геры с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по другой версии, Тифон — порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса. К древним функциям Геры относится её помощь женщинам во время родов. Она — мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги и даже Гера в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь Гебу. Архаичность Геры сказывается также в том, что её сыном считается Арес — один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Геры на острове Самос. На зооморфное прошлое Геры указывает её эпитет у Гомера и Нонна Панополитанского «волоокая», приносимые ей в жертву коровы, почитание Геры в Аргосе в виде коровы. Однако Гера прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трёх богинь (Геры, Афродиты, Афины). Она идёт даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Геры и Зевса на одной из вершин Иды среди благоухающих цветов и трав есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Геры и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Геры был распространён на материке (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и её древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Геры и Зевса).

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы