Боги и мифологические персонажи на провинциальных монетах: Геракл-Изида

А. Пятыгин

Рис.30. Провинция Фракия, Каракалла, 198-217 годы, медальон. На реверсе стоит Геркулес, совершающий жертвоприношение.

Геракл, в греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). В отсутствие Амфитриона (воевавшего против племён телебоев) Зевс, приняв его облик, явился к Алкмене; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землёй. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В день, когда Гераклу предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы — жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с опрометчивой клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом. К колыбели Геракла и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их.

Рис.31. Провинция Фракия, Гета, 209-211 годы, медальон. Первый подвиг – Немейский лев.

Согласно некоторым вариантам мифа, Зевс или Афина хитростью заставили Геру кормить Геракла грудью, но младенец сосал с такой силой, что Гера отшвырнула его, а из капель молока возник Млечный путь. Лучшие учителя, мудрый кентавр Хирон, Автолик, Эврит, Кастор, обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука; игре на кифаре Геракла обучал Лин, но, когда он в процессе обучения прибег к наказанию, Геракл в припадке гнева убил Лина ударом кифары. Испуганный силой и вспыльчивостью Геракла, Амфитрион отослал его на гору Киферон (на восток от Фив) к пастухам. Там, восемнадцати лет от роду, Геракл убил киферонского льва, опустошавшего окрестности. Возвращаясь с охоты, Геракл встретил глашатаев Эргина, царя соседнего Орхомена, требовавших дань с фиванцев. Геракл отрубил им носы, уши и руки и велел отнести Эргину вместо дани. В начавшейся войне Геракл убил Эргина и обратил его войско в бегство, но Амфитрион, сражавшийся вместе с сыном, погиб. Фиванский царь Креонт в награду за доблесть Геракла выдал за него свою старшую дочь Мегару. Когда у них появились дети, Гера, по-прежнему враждебная Гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание.

Рис.32. Провинция Верхняя Мёзия, Каракалла, 198-217 годы, пентассарий. Второй подвиг – Лернейская гидра.

Он прибывает в Дельфы, чтобы спросить у бога, где ему поселиться. Оракул приказывает ему носить имя Геракл (до этого его имя было Алкид) и повелевает поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего Геракл станет бессмертным. Выполняя приказания Эврисфея, Геракл совершает 12 знаменитых подвигов (мифографы излагают их в разной последовательности).

Рис.33. Провинция Фракия, Септимий Север, 193-211 годы, медальон. Третий подвиг: Керинейская лань.

Прежде всего, он добывает шкуру немейского льва. Так как лев был неуязвим для стрел, то Геракл смог его одолеть, только задушив руками. Когда он принёс льва в Микены, Эврисфей так испугался, что приказал Гераклу впредь не входить в город, а показывать добычу перед городскими воротами. Эврисфей даже соорудил себе в земле бронзовый пифос, куда прятался от Геракла, и общался с ним только через глашатая Копрея. Надев на себя шкуру немейского льва, Геракл отправляется выполнять второе распоряжение Эврисфея — убить лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У неё было 9 голов, из них одна — бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на её месте вырастали две. На помощь гидре выполз Каркин — огромный рак и вцепился Гераклу в ногу. Но Геракл растоптал его и призвал на помощь Иолая (своего племянника, ставшего с этого времени верным спутником Геракла), который прижигал свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не отрастали вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал её в землю и привалил тяжёлым камнем. Разрубив туловище гидры, Гидры погрузил острия своих стрел в её смертоносную жёлчь. Эврисфей отказался включить этот подвиг в число 10, которые должен был выполнить Геракл, т. к. ему помогал Иолай. Третьим подвигом Геракла была поимка керинейской лани. У лани, принадлежавшей Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал её целый год, дойдя до земли гипербореев, и поймал, ранив стрелой. Аполлон и Артемида хотели отобрать у него лань, но Геракл сослался на приказ Эврисфея и принёс лань в Микены.

Рис.34. Провинция Фракия, Септимий Север, 193-211 годы, медальон. Четвёртый подвиг: Эриманфский вепрь.

Затем Эврисфей потребовал от Геракла эриманфского вепря (четвёртый подвиг). По дороге к Эриманфу (в Северной Аркадии) Геракл остановился у кентавра Фола, который стал радушно угощать Геракла. Привлечённые запахом вина, к пещере Фола ринулись, вооружившись камнями и стволами деревьев, другие кентавры. В битве кентаврам пришла на помощь их мать, богиня облаков Нефела, низвергшая на землю потоки дождя, но Геракл всё же частью перебил, частью разогнал кентавров. При этом случайно погибли Хирон и Фол; Фол, удивляясь смертоносной силе стрел, вытащил одну из них из тела погибшего кентавра и нечаянно уронил её себе на ногу, и яд гидры мгновенно умертвил его. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в глубокий снег, и отнес связанным в Микены.

Рис.35. Провинция Египет, Антонин Пий, 138 – 161 годы, драхма. Битва с Антеем.

Пятым подвигом Геракла было очищение им от навоза огромного скотного двора царя Элиды Авгия. Геракл, заранее выговорив себе у Авгия в виде платы десятую часть его скота, проделал отверстия в стенах помещения, где находился скот, и отвёл туда воды рек Алфея и Пенея. Вода промыла стойла. Но, когда Авгий узнал, что Геракл выполнял приказ Эврисфея, он не захотел с ним расплатиться, а Эврисфей, в свою очередь, объявил этот подвиг не идущим в счёт, т. к. Геракл выполнял его за плату. Шестым подвигом Геракла было изгнание стимфалийских птиц с острыми железными перьями, которые водились на лесном болоте около города Стимфала (в Аркадии) и пожирали людей. Получив от Афины изготовленные Гефестом медные трещотки, Геракл шумом спугнул птиц и потом перебил их; по другому варианту мифа, часть птиц улетела на остров в Понте Эвксинском, откуда их впоследствии криком прогнали аргонавты.

Рис.36. Провинция Египет, Антонин Пий, 138 – 161 годы, драхма. Шестой подвиг: Стимфалийские птицы.

Затем Эврисфей приказал Гераклу привести критского быка (седьмой подвиг), отличавшегося необыкновенной свирепостью. Получив разрешение царя Миноса, Геракл осилил быка и доставил его Эврисфею. Потом Геракл отпустил быка, и тот, добравшись до Аттики, стал опустошать поля в окрестностях Марафона. Гераклу было назначено привести свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, который держал их прикованными железными цепями к медным стойлам и кормил человеческим мясом. Геракл убил Диомеда, а кобылиц пригнал к Эврисфею (восьмой подвиг). По просьбе своей дочери Адметы, Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс Ипполиты — царицы амазонок (девятый подвиг). Ипполита согласилась отдать пояс прибывшему на корабле Гераклу, но Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы пытаются похитить Ипполиту. Амазонки с оружием, вскочив на коней, бросились на помощь царице. Геракл, решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил её, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль. Проплывая мимо Трои, Геракл увидел прикованную к скале и отданную на съедение морскому чудовищу дочь царя Лаомедонта Гесиону. Геракл обещал Лаомедонту спасти девушку, потребовав в качестве награды божественных коней. Геракл убил чудовище (вариант; прыгнул в его глотку и вспорол ему печень, но при этом потерял волосы от огня, исходившего из внутренностей зверя), но Лаомедонт не отдал обещанных коней.

Рис.37. Провинция Верхняя Мёзия, Септимий Север, 193-211 годы, пентассарий. Седьмой подвиг: Критский бык.

Пригрозив возмездием, Геракл поплыл в Микены, где отдал пояс Ипполиты Эврисфею. Потом Гераклу было приказано Эврисфеем доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, лежащего далеко на западе в океане (десятый подвиг). Достигнув Тартесса, Геракл поставил на северном и южном берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, две каменные стелы — т. н. Геракловы столпы (вариант: раздвинул закрывавшие выход в океан горы, создав Гибралтарский пролив). Страдая в походе от палящих лучей солнца, Геракл направил свой лук на самого Гелиоса, и тот, восхищённый смелостью Геракла, предоставил ему для путешествия через океан свой золотой кубок. Прибыв на Эрифию, Геракл убил пастуха Эвритиона, а затем застрелил из лука самого Гериона, имевшего три головы и три сросшихся туловища. Геракл погрузил коров в кубок Гелиоса, переплыл океан и, возвратив Гелиосу его кубок, погнал коров дальше по суше, преодолевая на пути многочисленные препятствия. В Италии разбойник Как похитил у него часть коров и загнал их в пещеру. Геракл не мог их найти и уже погнал остальных дальше, но одна из спрятанных в пещере коров замычала; Геракл убил Кака и забрал украденных коров.

Рис.38. Провинция Вифиния, Каракалла, 198-217 годы, АЕ29. Восьмой подвиг: кобылицы Диомеда.

Проходя через Скифию, Геракл встретился с полудевой-полузмеёй и вступил с ней в брачную связь; родившиеся от этого союза сыновья стали родоначальниками скифов. Когда Геракл пригнал коров в Микены, Эврисфей принёс их в жертву Гере. Эврисфей назначил Гераклу принести золотые яблоки от Гесперид (одиннадцатый подвиг). Чтобы узнать дорогу к Гесперидам, Геракл отправился на реку Эридан (По) к нимфам, дочерям Зевса и Фемиды, которые посоветовали ему узнать дорогу у всеведущего морского бога Нерея. Геракл захватил Нерея спящим на берегу, связал его и, хотя тот принимал различные обличья, не отпускал до тех пор, пока Нерей не указал ему путь к Гесперидам. Дорога вела сначала через Тартесс в Ливию, где Гераклу пришлось вступить в единоборство с Антеем. Чтобы одолеть Антея, Геракл оторвал его от земли и задушил в воздухе, т.к. тот оставался неуязвимым, пока соприкасался с землёй. Утомлённый борьбой, Геракл заснул, и на него напали пигмеи. Проснувшись, он собрал их всех в свою львиную шкуру. В Египте Геракла схватили и понесли к жертвеннику Зевса, чтобы заколоть, т.к. по приказу царя Бусириса всех иноземцев приносили в жертву. Однако Геракл разорвал оковы и убил Бусириса. Переправившись на Кавказ, Геракл освободил Прометея, убив из лука терзавшего его орла. Только после этого Геракл через Рифейские горы (Урал) пришёл в страну гипербореев, где стоял, поддерживая небесный свод. Атлант. По совету Прометея Геракл послал его за яблоками Гесперид, взяв на свои плечи небесный свод. Атлант принёс три яблока и выразил желание отнести их к Эврисфею, с тем, чтобы Геракл остался держать небо. Однако Гераклу удалось перехитрить Атланта: он согласился держать небосвод, но сказал, что хочет положить подушку на голову. Атлант встал на его место, а Геракл забрал яблоки и отнёс к Эврисфею (вариант мифа: Геракл сам взял яблоки у Гесперид, убив сторожившего их дракона). Эврисфей подарил яблоки Гераклу, но Афина возвратила их Гесперидам.

Рис.39. Провинция Фракия, Гордиан III, 238-244 годы, медальон. Девятый подвиг: пояс Ипполиты.

Двенадцатым и последним подвигом Геракла на службе у Эврисфея было путешествие в царство Аида за стражем преисподней Кербером. Перед этим Геракл получил посвящение в мистерии в Элевсине. Под землю в царство мёртвых Геракл спустился через вход, находившийся недалеко от мыса Тенар в Лаконике. Около входа Геракл увидел приросших к скале Тесея и Пирифоя, наказанных за попытку Пирифоя похитить Персефону (Тесей принял участие в похищении по дружбе с Пирифоем). Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынужден был отступить. Владыка преисподней Аид разрешил Гераклу увести Кербера, если только он сумеет одолеть его, не пользуясь оружием. Геракл схватил Кербера и стал его душить. Несмотря на то, что ядовитый змей, бывший у Кербера вместо хвоста, кусал Геракла, тот укротил Кербера и привёл к Эврисфею, а затем по его приказу отвёл обратно.

Рис.40. Провинция Египет, Антонин Пий, 138 – 161 годы, драхма. Десятый подвиг: коровы Гериона.

Многочисленные мифы о дальнейшей судьбе Геракла сводятся в основном уже не к победам над чудовищами, а к военным походам, взятию городов, рождению многочисленных детей, потомки которых царствовали в разных городах-государствах Греции. По одному из этих мифов, Гера ещё раз наслала на Геракла безумие, и он в ослеплении убил Ифита, сына Эврита, сбросив его со стены Тиринфа. После этого Геракла постигла тяжёлая болезнь, избавиться от которой, согласно предсказанию Дельфийского оракула, он мог только прослужив три года в рабстве. Служил Геракл лидийской царице Омфале (во время этой службы он поймал керкопов). На долю Геракла выпало также носить женскую одежду. Затем с войском добровольцев Геракл отправился войной на царя Лаомедонта, в своё время не отдавшего обещанной награды за освобождение Гесионы. Первым в город через пролом в стене ворвался Теламон. Геракл, позавидовав его доблести, бросился на Теламона с мечом, но тот, не обороняясь, стал собирать камни, объяснив, что он сооружает жертвенник Гераклу Каллинику (Победителю). Геракл убил Лаомедонта и всех его сыновей, кроме Подарка, получившего новое имя Приам, а Гесиону отдал в жёны Теламону. Гера и теперь не оставила Геракла в покое и подняла на море во время его возвращения из-под Трои сильную бурю, так что Зевс пришёл в ярость и подвесил Геру на небе, привязав к ногам наковальни. По указанию Афины Геракл участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на флегрейских полях. Явившись в Калидон, Геракл посватался к дочери Ойнея Деянире (вариант: ещё во время путешествия в царство мёртвых за Кербером встретившийся ему там Мелеагр просил Геракла взять в жёны его сестру Деяниру). Соперником Геракла оказался речной бог Ахелой. Отломив в единоборстве с Ахелоем, принявшим облик быка, один из его рогов, Геракл одержал победу и женился на Деянире. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Геракл выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла. Когда впоследствии Геракл, взяв город Эхалию и убив царя Эврита, увёл с собой в качестве пленницы его дочь Иолу, Деянира из ревности пропитала кровью Несса хитон Геракла, полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной жёлчью лернейской гидры стрелы Геракла, сама превратилась в яд. Хитон, принесённый Лихасом (посланцем Деяниры), сразу прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Геракл отправился на гору Эту, разложил костёр, взошёл на него и попросил спутников зажечь огонь. Разжёг костёр случайно оказавшийся на Эте Пеант, т. к. спутники отказывались это сделать. Геракл подарил Пеанту свой лук и стрелы. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Геракла, с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Гераклом, и он вступил в брак с богиней юности Гебой, дочерью Зевса и Геры.

Рис.41. Провинция Фракия, Гордиан III, 238-244 годы, медальон. Одиннадцатый подвиг: яблоки Гесперид.

Культ Геракла был широко распространён во всём греческом мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других — по ритуалу, обычному для героев. По сообщению некоторых античных авторов, культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Геракл почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед, иногда его почитали вместе с Гермесом — покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества других народов с Гераклом. С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес. Имя «Геракл» скорее всего означает «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Геракла и враждебным отношением Геры к нему. Геракл очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально с какой-то определённой местностью или греческим племенем, стёрлись. Уже в древнейшем, доступном нам слое традиции выступают отчётливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения), с другой — с Микенами, Тирннфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и пр.). Однако все попытки связать возникновение мифов о Геракле с одним определённым местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Геракла как специфически дорийского героя оказываются неубедительными.

Рис.42. Провинция Фракия, Гордиан III, 238-244 годы, АЕ27. Двенадцатый подвиг: пёс Кербер.

Подвиги Геракла довольно чётко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, роднящее Геракла с культурным героем; военные подвиги эпического героя; богоборчество. Рассказы о подвигах Геракла, восходящие, по-видимому, к микенской эпохе, стали излюбленной темой эпической поэзии ещё до возникновения «Илиады» я «Одиссеи». О ряде эпизодов из жизни Геракла в гомеровских поэмах сообщается кратко, в виде намёка, как о хорошо всем известном. Гераклу были посвящены поэмы «Щит Геракла» (о поединке Геракла с сыном Ареса Кикном; автор гесиодовского круга), не дошедшие до нас эпические поэмы 6 в. до н.э. «Взятие Эхалии» (автор не известен) и «Гераклея» Писандра Родосского, рассказывавшая о 12 подвигах Геракла и, по-видимому, впервые упорядочившая разрозненные рассказы о них. Мифы о Геракле привлекали лирических поэтов (в т.ч. автора 7-6 вв. до н. э. Стесихора, папирусные фрагменты «Гериониды»). На мифах о Геракле основываются сюжеты трагедий Софокла «Трахинянки» и Еврипида «Геракл». В комедиях Эпихарма ( «Бусирид», кон. 6-нач. 6 вв. до н.э.) и Ринтона ( «Геракл», 3 в. до н.э.), в мимах Софрона (1-я половина 5 в. до н.э.) Геракл выступал как комическая фигура, простоватый силач, обжора и кутила. Таким предстаёт Геракл и в «Птицах» Аристофана (5 в. до н.э.) и, в известной степени, в «Алкестиде» Еврипида. Софист Продик (6 в. до н. э.) в аллегории «Геракл на распутье» изобразил Геракла юношей, сознательно отвергшим лёгкий путь наслаждений и выбравшим тернистый путь трудов и подвигов и снискавшим на этом пути бессмертие.

Рис.43. Провинция Фракия, Марк Аврелий, 161-180 годы, АЕ 16. На реверсе спящий на земле Гермафродит.

Гермафродит, в греческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда Гермафродиту исполнилось пятнадцать лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Однажды в Карии, когда Гермафродит купался в водах источника, нимфа этого ключа Салмакида страстно влюбилась в него, но ее мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо. В начале 4 века до н.э. в Аттике был популярен культ Гермафродита.

Рис.44. Зевгитана, Тиберий, 14-37 годы, АЕ 36. Гермес, одетый в крылатые петас и сандалии, сидит на камне, в правой руке держит крылатый кадуцей.

Гермес, в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Гермес- сын Зевса и Майи. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греческого «герма» — груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес «привратный» — «Пропилеи»); повреждение герм считалось страшным святотатством. Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как «амбросийные» (буквально «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл — средоточие магической силы. В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в вид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых. Гермес одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса. Гермес- вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Гермес насылает на людей сны с помощью своего жезла. Водительство Гермеса на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи. Основателю Фив Амфиону Гермес вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города. Персею он вручает меч для убийства Медузы. Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки. Гермес спас бога Ареса от козней Алоадов. Гермес охраняет героев во время странствий. Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла, причём здесь сказалось умение Гермеса открывать незримо любые узы. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Гермеса и история кражи младенцем Гермесом прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу». Гермес обучил плутовству своего сына Автолика — деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея — результат наследственности, полученной от божественного предка. Благодаря хитрости и обману Гермес освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Гермес ловко убил одного из гигантов. Функция Гермеса как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой, вторична. Гермес и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Гермесу) найдя черепаху, Гермес впервые изготовил из её панциря семиструнную лиру и пел под её аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания. В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ( «трижды величайшего») в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения. Гермес почитался на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших.

45. Троада, Каракалла, 198-217 годы, медальон. Леандр плывёт к башне Геро.

Геро, в греческой мифологии жрица Афродиты в городе Сест на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса, расположенного на другом берегу пролива. Каждую ночь переплывал Леандр пролив, чтобы встретиться с возлюбленной, Геро зажигала на башне в Сесте огонь, который служил для пловца маяком. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Когда утром Геро увидела прибитый прибоем труп юноши, она в отчаянии бросилась в море.

Рис.46. Провинция Лидия, Коммод, 177-192 годы, медальон. На реверсе изображена сцена из «Иллиады», когда Афина пришла просить Гефеста выковать щит для Ахилла.

Гефест, в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее древнейшие черты огненной стихии. Гефест выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу. Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Гефест защищал перед ним Геру. Гефест хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту. На Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы,- молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы. Всё это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы. Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефеста, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Гефеста». Классический образ Гефеста- кузнец и искусный мастер своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Медные быки царя Ээта, опочивальня Геры, венец Пандоры тоже сделаны Гефестом.В «Энеиде» Вергилия даётся грандиозное описание подземной кузни Гефеста, где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремёслам. Гефест приковывает Прометея, но явно против своей воли, по приказанию Зевса. Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он — мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон, т.е. Гефест- и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Гефест преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самос Гефест связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Гефестом, поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста. На материк культ Гефеста был занесён с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.

Рис.47. Провинция Верхняя Мёзия, Диадумениан, 217-218 годы, пентассарий. На реверсе Гигиея держит в руках змею Асклепия.

Гигиея, старшая дочь Асклепия, богиня здоровья. От ее имени произошло слово «гигиена». Иногда считают, что Гигиея была дочерью реально существовавшего врача Асклепия, и была обожествлена вместе с ним. В ее обязанности входил уход за священными змеями храма Асклепия. По некоторым данным, почитание культа Гигиеи началось около 5 века до н.э. независимо от культа Асклепия и только со временем их культы объединились. Единственная из дочерей Асклепия, она, наряду с ним и Аполлоном, имела собственные алтари, на которые жертвовали серебряные и золотые волосы. Место зарождения культа Гигиеи считают Титанис, затем Пелопоннес, где она всегда была богиней-попечительницей людей.

Рис.48. Иония, Антонин Пий, 138-161 годы, медальон. На реверсе изображена Гипподамия, которая стоит рядом с колесницей, которой правит Пелоп.

Гипподамия, в греческой мифологии дочь Эномая, супруга Пелопа, полученная им после победы на скачках с Эномаем. Для победы Пелоп прибег к помощи подаренных Посейдоном крылатых коней, а также предательству царского возницы Миртила. Не желая выполнять свои щедрые обещания Миртилу, Пелоп сбросил его со скалы в  море, после чего Миртил проклял Пелопа и его потомков. Гипподамия родила Пелопу множество детей, включая Атрея, Фиеста, Алкафоя, Питфея, Никиппу, но была изгнана из Микен после убийства Хрисиппа – сына Пелопа от нимфы Аксиохи. Она удалилась в Мидею в Арголиде, так как Пелоп был разгневан на нее за смерть Хрисиппа. Позже элейцы перенесли ее кости в Олимпию. Ей был посвящен участок Гипподамеон, раз в год ей приносили жертвы.

Рис.49. Арголида, Аргос, Юлия Домна, жена Септимия Севера, диассарий. На реверсе Гипсипилла, стоящая на коленях, пытается спасти Офелета, которого душит большая змея.

Гипсипилла, в греческой мифологии дочь правителя Лемноса Фоанта, во время царствования которого лемносские женщины отказались почитать Афродиту. В наказание за это богиня наделила их таким дурным запахом, что мужья их оставили. Оскорбленные женщины умертвили всех мужчин Лемноса, только Гипсипилла спасла своего отца и помогла ему бежать. Она стала правительницей острова. Когда по пути в Колхиду на Лемнос прибыли аргонавты, она стала возлюбленной Язона и родила ему сыновей Эвнея и Фоанта. После отбытия аргонавтов стало известно, что Гипсипилла спасла своего отца и она была изгнана с острова. Ее захватывают в плен пираты, продают в рабство царю Немеи Ликургу. Она становится нянькой его сына Офелета (Архемора). Она помогает участникам похода Семерых против Фив найти источник воды, но оставленного без присмотра Офелета в этот момент задушила змея. Разгневанный Ликург хотел казнить няньку, но подоспевшие сыновья спасли мать. После этого Гипсипилла вместе с сыновьями вернулась на Лемнос.

Рис.50. Провинция Фракия, Марк Аврелий, 161-180 годы, АЕ20. На реверсе Гликон.

Гликон, имя змея, воплощения бога Асклепия. Согласно некоторым мифам, именно этот змей был настоящим отцом Александра Великого. У Плутарха в «Жизнеописании Александра» есть рассказ о том, что Филипп увидел однажды большого змея, спавшего рядом с Олимпиадой, и потерял глаз, которым он подсматривал за спящим богом. Лукиан рассказывает, что культ был изобретен в его время Александром из Абонотиха, который от его имени изрекал пророчества. Изображался в виде змея со львиной головой, был связан с культом Фортуны. Культ получил распространение в Римской империи во II веке

Рис.51. Провинция Египет, Антонин Пий, 138-161 годы, драхма. На реверсе стоящий Гор, держит в руке сокола.

Гор, Хор ( «высота», «небо») в египетской мифологии божество солнца. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших разные имена, но связанных с небом и солнцем. Согласно мифу, Гор приходился сыном Изиде, которого она зачала от мертвого Озириса, коварно убитого своим братом Сетом. Удалившись в болота дельты Нила Изида воспитала сына. Возмужав, на совете богов Гор добивается признания себя единственным наследником Озириса. В битве с Сетом Гор сначала терпит поражение, Сет вырывает у него чудесное око, глаз. Но затем в долгой борьбе Гор побеждает Сета и лишает его мужского начала. В знак подчинения Сета Озирису он кладет на голову Сета сандалию Озириза. Свое око Гор дает проглотить Озирису и тот оживает. Воскресший Озирис передает свой трон в Египте Гору, а сам становится царем загробного мира. Геродот сравнивал Гора с Аполлоном.

Рис.52. Иония, Коммод, 166-177 годы, медальон. На реверсе крылатый грифон идёт вправо.

Грифон, гриф, в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва. Грифоны, собаки Зевса, стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов. Грифонов упоминает Геродот.

Рис.53. Провинция Лидия, Каракалла, 198-217 годы, медальон. На реверсе Деметра правит колесницей, запряжённой крылатыми змеями, в каждой руке держит по зажжённому факелу.

Деметра, в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение засвидетельствовано самим именем богини, буквально означающим «мать-земля». Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских делах, которая научила людей премудростям земледелия. В мифе о Деметре отражена также изначальная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, которая потеряла свою дочь Персефону, похищенную Аидом. Из-за печали богини на земле наступает голод и Зевс приказывает Аиду вернуть Персефону, но подземный бог дает Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла о его царстве. Две трети года проводит Персефона на земле, и вся природа ликует, расцветает и плодоносит, одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. Деметра прежде всего богиня земледельцев, ее прославляют на празднестве Фесмофорий. Деметра относится к числу древних женских великих богинь, дарующих плодоносную силу всему живому. Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символизирующие духовное и физическое очищение посвященных.

Рис.54. Провинция Финикия, Валериан I, 253-260 годы, АЕ 28. На реверсе Дидона руководит работой по возведению крепостной стены Карфагена.

Дидона, Элисса в римской мифологии царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракле Акербаса или Сихея, которого убил брат Дидоны Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в Африку, Дидона купила у берберского царя Ярба землю. По условию, она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура. Разрезав шкуру на тонкие ремни, Дидона окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу (буквально «шкура»). При ее закладке были найдены головы быка и коня, что предвещало Карфагену богатство и военную мощь. Согласно финикийским источникам, преследуемая сватовством Ярба Дидона взошла на костер, храня верность памяти мужа. По римской традиции, во время бегства из Трои корабль Энея был занесен в Карфаген, где Дидона стала любовницей Энея. Однако Юпитер повелел Энею плыть дальше в Италию, а Дидона, не вынеся разлуки с любимым, покончила с собой, предсказав вражду с Римом. Образ Дидоны возможно восходит к финикийскому божеству, карфагеняне чтили ее как богиню.

Рис.55. Провинция Крит, Траян, 98-117 годы, драхма. На реверсе сидящая Диктинна.

Диктинна, в греческой мифологии прозвище Бритомартис, которая была спутницей Артемиды. Она дочь Зевса, известная своим целомудрием. Мифы о Диктинне связаны с Критом, особенно с городом Гортина, и царем Миносом, полюбившим Диктинну и преследовавшим ее. Спасаясь от Миноса, она бросилась в море, но попала в сеть рыбака и была спасена. По другой версии мифа ее спасла Артемида.

Рис.56. Арголида. Антонин Пий, 138-161 годы, диассарион. На реверсе стоит обнажённый Диомед, который держит в руках меч и палладий Трои.

Диомед, в греческой мифологии герой Диомед, сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Деипилы. Вместе с Адрастом он участвует в походе на Фивы. Как один из женихов Елены, он участвует и в Троянской войне, проявляя себя как один из главных греческих героев. Совершив множество подвигов, он похищает вместе с Одиссеем из осажденной Трои палладий, который имел первостепенное значение для дальнейшей истории Римской Империи. Диомед один из немногих греческих героев благополучно вернувшийся из-под стен Трои. После смерти, по одной версий, Афина сделала его богом, по другой он вместе с Ахиллом перенесен на острова блаженных.

 

Рис.57. Киликия, Валериан I, 253-260 годы,4 ассария. На реверсе лежащий на спине пантеры Дионис.

Дионис, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Божество восточного происхождения (фракийского или лидийско-фракийского), распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. На рубеже 7-8 веков до н.э. культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, противопоставлялся Аполлону, прежде всего как божеству родовой аристократии. Дионис приходился сыном Зевсу и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры, Семела попросила Зевса предстать перед ней во всем блеске могущества. Когда это произошло, молнии Зевса испепелили не только дом Семелы, но и ее саму. Зевс выхватил из огня недоношенного Диониса и зашил его себе в бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив шву на бедре. Гера вселила в Диониса безумие, и он долго скитался по Египту и Сирии, пока не пришел во Фригию, где богиня Кибела исцелила его от болезни. Также она приобщила его к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис много странствовал, побывав даже в Индии, а на обратном пути его захватили в плен пираты. Но оковы, которыми они пытались удержать Диониса, сами распались, весь корабль был оплетен виноградной лозой, а Дионис явился в образе медведицы и льва. Испугавшиеся пираты бросились в море, где и превратились в дельфинов. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос. Он женился на Ариадне, покинутой Тесеем. Повсюду, где появляется Дионис, он обучает людей виноградарству и виноделию. В свите Диониса принимали участи вакханки, сатиры и менады, которые сокрушали все на своем пути. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали вакханки из Аттики. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису, возникла древнегреческая трагедия.

 

Рис.58. Провинция Фригия, Юлия Маммея, мать Александра Севера, АЕ 30. На реверсе Диоскуры, стоящие рядом со своими конями.

Диоскуры, (греч. «сыновья Зевса»), в греческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса, братья Елены и Клитемнестры. По одной из версий мифа, Полидевк и Елена — дети Леды от Зевса, Кастор и Клитемнестра — дети от её супруга Тиндарея, спартанского царя (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным). Диоскуры вернули Елену, похищенную Тесеем, участвовали в походе аргонавтов и калидонской охоте. Диоскуры вступили в бой со своими родичами Афатеридами: Кастор пал от руки Идаса, а Полидевк убил Линкея, а Зевс убил перуном убийцу своего сына. Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно появляются на небе в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов. В мифе о Диоскурах просматриваются элементы древнего сказания о божественных близнецах, покровителях воинов, всадников и моряков, здесь заметны мотивы периодической смены жизни и смерти, света и мрака.

Рис.59. Провинция Финикия, Адриан, 117-138 годы, АЕ28. На реверсе бюст Дороса.

Дорос, Дор, в греческой мифологии сын Эллина и нимфы Орсеиды, брат Ксуфа и Эола. Он получил от отца землю, жители которой были названы его именем — дорийцы. По другой версии мифа, Дорос — сын Аполлона и Фтии, убитый Этолом, сыном Эндимиона, в борьбе за землю, названную потом Этолией.

Рис.60. Провинция Счастливая Аравия, Филипп I Араб, 244-249 годы, АЕ 30. На реверсе бюст бога Дусареса.

Дусарес, божество, почитавшееся в Счастливой Аравии. Он являлся аналогичным Дионису, божеством плодородных сил земли.

Рис.61. Провинция Киликия, Юлия Домна, жена Септимия Севера, АЕ 24. На реверсе Европа верхом на быке Юпитера.

Европа, в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в быка, то ли послав за ней быка. На спине этого прекрасного быка Европа переплыла море и попала на Крит, где родила от Зевса сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия, который усыновил и воспитал ее детей. Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса выступает Европа в героической мифологии, однако это исконно хтоническая богиня, отождествляемая с Астартой и Селеной. Она наделена растительными и зооморфными функциями, образ ее объединяет весь космос.

Рис.62. Писидия, Септимий Север, 193-211 годы, медальон. На реверсе сидящий на троне Зевс, внизу два змееногих гиганта.

Зевс, Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс исконно греческое божество, его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». Зевс — сын Кроноса и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, которое свергло предыдущее поколение — титанов. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглатывал каждого рожденного Реей ребенка. Вместо родившегося Зевса, Рея подсунула Кроносу завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на гору Дукта на Крит, где куреты и корибанты вскормили его молоком козы Амалфеи. Возмужавший Зевс вывел из утробы Кроноса всех своих братьев и сестер, напоив Кроноса по совету Метиды зельем. За это они отдали Зевсу во владение громы и молнии. Затем началась борьба за власть с титанами, которая длилась десять лет и закончилась низвержением титанов в Тартар. Три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским. Утверждение Зевса происходит с большим трудом. Против Зевса восстает Гея и насылает на него свое порождение -Тифона, но Зевс побеждает это чудовище, навалив на него Этну. После этого Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия, которая окончилась победой олимпийских богов. Самому Зевсу тоже угрожает опасность от своего сына, который может родить ему его первая жена Метида. Чтобы избежать этого, он проглатывает супругу. По совету своей второй супруги Фемиды, он также не вступает в брак с Фетидой, чтобы избежать рождения сына, который будет сильнее отца. От второй супруги у Зевса появляются дочери Горы, которые сообщают жизни богов и людей порядок и размеренность. Хариты, дочери Зевса от Эвриномы, вносят в жизнь радость и веселье. Мнемосина, богиня памяти, рождает Зевсу девять муз, а Лето — Аполлона и Артемиду. Третья законная супруга Зевса – Гера, богиня-покровительница брачных уз. Так Зевс преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали. Зевс Олимпийский покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Зевс- отец многих героев, проводящих его волю и божественные замыслы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданию греков, как раз не с дарами Прометея, от которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении. В эллинистическую эпоху образ Зевса приобретает черты мирового вседержителя, стремясь к монотеизму. Атрибуты Зевса — эгида, скипетр, молот. В честь Зевса Олимпийского устраивались Олимпийские игры — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов.

Рис.63. Провинция Египет, Антонин Пий, 138-161 годы, драхма. На реверсе бюст бога Зевса-Аммона.

Зевс-Аммон, в египетской мифологии Аммон был богом солнца, который изображался в виде человека с головой барана. Почитание Аммона зародилось в Фивах, а затем распространилось по всему Египту. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти. Аммон почитался как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник. В эллинистическое время образ Аммона слился с греческим Зевсом в синкретическое божество Зевс-Аммон, которого стали изображать в виде классического профиля Зевса с рогами Аммона.

 

Рис.64. Иония, Гордиан III, 238-244 годы, медальон. На реверсе Изида Фария, идущая вправо,держит в руках парус, слева факел или маяк.

Изида, древнеегипетская богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейного очага, богиня мореплавания, сестра и жена Осириса, мать Гора, которая пользовалась особым почитанием в эпоху Птолемеев (323-30 гг. до н.э.). Культ Изиды пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысяча имен». Мифы об Изиде связаны с Озирисом, где она помогает воскреснуть своему мужу и победить Сета своему сыну Гору. Первоначально Изида почиталась в северной части дельты Нила, центром ее культа был город Буто. Она олицетворяла небо и изображалась в виде коровы. Почиталась Изида и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев. Сохранились изображения Изиды, держащей в руках лодку, что символизирует ее покровительство мореплаванию.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы