Боги и мифологические персонажи на провинциальных монетах: Кабиры-Эрот

А. Пятыгин

Рис.65. Провинция Фракия, Гордиан III, 238-244 годы. На реверсе два кабира, которые стучат мечами по щитам.

Кабиры, в греческой мифологии демонические существа малоазийского происхождения, культ которых процветал в самофракии, Имбросе, Лемносе и в Фивах. Дети Гефеста и нимфы Кабиро, дочери Протея, кабиры – хтонические божества, известные своей особой, унаследованной от Гефеста, мудростью. Число их колеблется от трех до семи. Они по преданию присутствовали при рождении Зевса и входили в окружение Великой матери Реи, отождествляясь с куретами и корибантами. Культ кабиров, или как их именовали «великих богов», в период поздней античности сближался с орфическими таинствами и носил характер мистерий, требовавших особого посвящения.

Рис.66. Провинция Финикия, Траян, 98-117 годы, АЕ23. На реверсе Кадм, стоящий на проре корабля.

Кадм, в греческой мифологии сын греческого царя агенора, основатель Фив (в Беотии). Кадм, посланный отцом вместе с другими братьями на поиски сестры Европы, после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона и получил указание прекратить поиски и следовать за коровой, которая ему повстречается по выходе из святилища. Там, где корова ляжет отдохнуть, Кадм должен основать город. В указанном месте Кадму пришлось вступить в бой с драконом, который растерзал его спутников. Убив чудовище камнями, по совету Афины, Кадм засеял поле зубами дракона, из которых выросли вооруженные люди, тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых стали родоначальниками знатнейших родов в основанной Кадмом крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы. Так как дракон был сыном Ареса, Кадму пришлось нести искупительную службу в течение 8 лет, после чего Арес по воле Зевса выдал за Кадма свою дочь Гармонию и пригласил на свадьбу всех богов. В старости Кадм вместе с Гармонией переселился в Иллирию, где они превратились в змей и, в конце концов, оказались в элизиуме.

Рис.67. Провинция Фракия, Филипп I Араб, 244-249 годы, АЕ 29. На реверсе Капаней, лезущий на стену города.

Капаней, в греческой мифологии участник похода Семерых против Фив. В описании Эсхила Капаней отличается кичливостью и бахвалится сжечь город даже вопреки воле Зевса. Поэтому Зевс покарал молнией героя, когда тот взбирался на стену города.

Рис.68. Провинция Египет, Адриан, 117-138 годы, тетрадрахма. На реверсе Серапис, сидящий на троне, у его ног Цербер.

Кербер, в греческой мифологии пес, страж Аида, чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом. Кербер порождение Ехидны и Тифона. Наряду с Лернейской гидрой и Немейским львом относится к самым ужасным порождениям Ехидны. В образе Кербера ярко выраженный тератоморфизм, против которого борется героическая мифология в лице Геракла (12 подвиг). Из ядовитой пены лающего Кербера вырос цветок аконит, который заваривала Медея в свое колдовское зелье.

 

Рис.69. Провинция Верхняя Мёзия, Гордиан III, пентассарий. На реверсе сидящая на троне Кибела.

Кибела, фригийская богиня, близкая по своим функциям Рее и иногда отождествлявшаяся с ней. Она носила также имена: Кивева, Диндемена, Идейская мать, Великая мать богов. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса. Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появляется всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.

Рис.70. Киликия, Каракалла, 198-217 годы, АЕ 30. На реверсе младенец Дионис, сидящий на троне, окружен корибантами.

Корибанты или куреты в греческой мифологии спутники и служители Великой матери богов Реи-Кибелы. Культ корибантов малоазийского происхождения и имел экстатический характер. В Греции распространился не ранее 7 века до н.э. Имя «Корибант» не греческое. По одному из мифов, корибанты — дети Аполлона и музы Талии. Куреты, в греческой мифологии демонические существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите. Они заглушали его плач ударами копий о щиты, тимпанами, криками и плясками. Происхождение куретов не ясно. Они дети земли Геи или Афины и Гелиоса. Согласно одной из версий мифа, они выходцы с Эвбеи, во Фригии воспитали младенца Диониса. Их часто отождествляли с кабирами, дактилями и тельхинами, празднества в честь куретов смешивались с самофракийскими и лемносскими. Куретам и корибантам посвящены орфические гимны. В период поздней античности куреты и корибанты составляли окружение Афины, которая даже именовалась вождем куретов. Они наставляли людей полезным занятиям: приручению животных, пчеловодству, постройке домов.

 

Рис.71. Провинция Мизия, Сабина, жена Адриана, АЕ 20. На реверсе стоящая Коронида.

Коронида, в греческой мифологии дочь фессалийца лапифа Флегия, возлюбленная Аполлона. Коронида изменяет ему со смертным человеком Исхием, ожидая рождения ребенка от бога. Зевс убивает Исхия молнией, а Аполлон поражает Корониду стрелой, но вынимает ребенка из чрева матери. Ребенок получает имя Асклепий, и Аполлон передает его на воспитание кентавру Хирону.

 

Рис.72. Коринфия, Антонин Пий, 138-161 годы, АЕ 20. На реверсе стоящий Кронос, который держит в руках серп.

Кронос, в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость. Воцарившись вместо отца, взял себе в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому, как только у Реи рождались дети, Кронос их тотчас проглатывал, желая избегнуть исполнения предсказания. Однако Рея обманула Кроноса, подложив ему вместо родившегося Зевса запеленатый камень. Выпив зелье, которое ему дал возмужавший Зевс, Кронос изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса. Под предводительством Зевса боги объявили войну титанам, и после победы свергли их в тартар. По орфической традиции Кронос примирился с Зевсом и правил на островах блаженных, откуда возникло понятие о царствовании Кроноса, как счастливом и благодатном времени.

 

Рис.73. Лидия, Комод, 166-177 годы, АЕ 34. На реверсе идущая Лето держит на плече Аполлона, а на левой руке Артемиду.

Лето, в греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем слова «ночь» и «забвение». Лето – божество догреческого малоазийского происхождения, чем и объясняется незаконная связь богини и Зевса, преследование со стороны Геры и трудности при рождении близнецов. Множество источников описывают долгие странствия Лето в поисках клочка суши, который мог бы приютить ее, трудные роды, при которых присутствовали «лучшие из богинь». Остров Делос, первоначально называвшийся Астерия, дал приют Лето и стал с этого времени священнейшим местом в Греции. Лето очень любима своими детьми, которые убивают всякого, кто хочет ее оскорбить. Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны. Образ Лето — это образ богини-матери, прославленной в детях.

 

Рис.74. Киликия, Максимин Фракиец, 235-238 годы, АЕ 35. На реверсе сидящий на камне Аполлон играет на лире богу реки Тмол, а Марсий с ободранной кожей висит на дереве.

Марсий, в греческой мифологии сатир или силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. По мифу, Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной, и в игре на ней достиг необычайного мастерства. Возгордившись этим, он опрометчиво вызвал на состязание самого Аполлона, но был побежден. В наказание за дерзость Аполлон содрал с Марсия кожу, которая по преданию висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр. Марсий был оплакан своими лесными родичами, его кровь превратилась в одноименный поток, флейта была унесена этим потоком в реку Меандр и принесена в дар Аполлону.

Рис.75. Провинция Сицилия, Август, 27 год до Р.Х. – 14 год, АЕ 23. На реверсе трискелион, в центре которого голова Медузы Горгоны.

Медуза Горгона, в греческой мифологии одна из трех сестер, чудовищных порождений морских божеств Форкия и Кето, внучек земли Геи и моря Понта. Старшие сестры — Сфено и Эвриала были бессмертными, младшая Медуза была смертной. Горгоны обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами. Они отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, с взором, все превращающим в камень. Персей обезглавил спящую Медузу, глядя в медный щит на ее отражение.

Рис.76. Провинция Сирия, Марк Аврелий, 161-180 годы, АЕ 23. На реверсе бюст бога Мелькарта.

Мелькарт, в западно-семитской мифологии верховный бог города Тир, повсеместно почитавшийся в Финикии и за ее пределами, в частности в Карфагене, как покровитель мореплавания и «предводитель» финикийской, особенно тирской, колонизации. В теогонии Санхунйатона — Филона Библского, Мелькарт приходился сыном Зевсу Демарунту. Он отождествлялся с Гераклом, поэтому часто изображался в львиной шкуре. Согласно поздней античной традиции, Мелькарт борется в Ливии с Тифоном и гибнет, но затем воскресает с помощью Иолая. В Тире ежегодно в начале весны справлялся обряд пробуждения Мелькарта, который выступает, таким образом, как умирающий и воскресающий бог.

 

Рис.77. Писидия, Септимий Север, 193-211 годы, медальон. На реверсе стоящий Мен, на голове у него фригийская шапка, у ног петух.

Мен, во фригийской мифологии лунный бог, почитавшийся в Анатолии. Различались Небесный Мен и Подземный Мен. Как бог-целитель и покровитель могил мен имел культ в Греции и Риме, где его отождествляли с Аттисом, имевшим эпитет Менотиран. Мен изображался в образе юноши или ребенка с молодым месяцем за спиной, верхом на петухе, быке, льве или коне. Мен по-гречески «месяц».

 

Рис.78. Провинция Мизия, Септимий Север, 193-211 годы, медальон. На реверсе спящая Ариадна, которую охраняют сатир и менада.

Менады, ( «безумствующие»), вакханки, бассариды, в греческой мифологии спутницы Диониса. Следуя фиасами за Дионисом, украшенные плющом, виноградными листьями, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в диком восторге взывают к Дионису Бромию. Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы.

 

Рис.79. Фригия, анонимный выпуск, 253-268 годы, АЕ 24. На реверсе изображён бюст царя Мидаса во фригийской шапке.

Мидас, в греческой мифологии сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством. Еще ребенку Мидасу муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство. Когда к Мидасу привели связанного Силена, который сбился с пути во время путешествия Диониса, царь радушно его принял, а через десять дней вернул Дионису. В награду за это Дионис предложил исполнить любое желание Мидаса, который попросил, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться и пища, что грозило Мидасу голодной смертью. Мидас взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которая стала с той поры золотоносной. На состязании между Марсием и Аполлоном в музыкальном мастерстве, Мидас присудил первенство Марсию, за что Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые тот вынужден был прятать под фригийскую шапочку.

Рис.80. Киликия, Гордиан III, АЕ 35. На реверсе изображён Митра, убивающий быка.

Митра, древнеиранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Митра принадлежит по своему происхождению к индоиранскому пантеону, само имя восходит к индоевропейскому корню, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена, согласия, состояния согласия и мира.

 

Рис.81. Памфилия, Транквиллина, жена Гордиана III, АЕ 32. На реверсе стоящая Немезида, у ног которой грифон.

Немезида, в греческой мифологии богиня, дочь Никты, именуемая также Адрастеей и близкая по своим функциям Дике. Немезида наблюдает за справедливым распределением благ среди людей и обрушивает свой гнев на тех, кто преступает закон. Немезида — богиня мести. Любимые богами гипербореи никогда не испытывают гнева Немезиды. Она немедленно запоминает любую человеческую несправедливость. Наиболее известен храм Немезиды в Рамнунте, близ Марафона, где находилась Немезида, изваянная Фидием.

 

Рис.82. Фригия, Гордиан III, 238-244 годы, медальон. На реверсе Ной и его жена, вышедшие из ковчега.

Ной в Библии (Книга Бытия, 8: 4-5) – праведник, который получил предупреждение от Богаповелевшего ему построить ковчег. Ной практически полностью повторил приготовления Утнапишти, за исключением того, что кроме членов своей семьи больше никого из людей брать на борт ковчега не стал. Вместо это были взяты все животные и птицы, причём особое внимание уделялось гендерным признакам. Потоп продолжался сто пятьдесят дней, ковчег остановился у гор Араратских, но только через сорок дней Ной попробовал узнать, можно ли выходить наружу, для чего выпустил на разведку ворона. Ворон, не найдя земли, вернулся в ковчег – тот же путь повторил выпущенный следом голубь. По прошествии ещё семи дней голубь вернулся уже с масличным листком в клюве – тогда Ной подождал ещё семь дней и опять выпустил голубя, который в этот раз уже не вернулся. Праведник понял, что настало время выйти из ковчега и возблагодарить Господа за своё чудесное спасение. Этот, один из самых известных библейских рассказов, нашёл отражение на античных монетах. Множество римских императоров от Каракаллы до Филиппа Араба чеканили в городе Апамея-Кибот (Κιβωτός, Kibōtós), основанном селевкидскими правителями во Фригии, большие медные монеты, изображающим момент выхода семьи праведника из ковчега. На реверсе изображён Ной и его жена, одетые в римскую одежду (тога и палла соответственно), поднявшие вверх правые руки – то ли в приветственном жесте, то ли желая поймать оливковую ветвь, которую несёт пролетающий над ними голубь. В ковчеге, расположенном слева, видны один из сыновей Ноя и его жена. На передней стенке ковчега надпись ΝΩΕ. Любопытно изображение ковчега – квадратное сооружение с квадратной же крышкой. Видимо, это специальный грузовой корабль-контейнер (по латыни arca; по-гречески kibotos), который жители Апамеи – большого морского порта, использовали для перевозок товаров с востока к портам Ионии и Мизии.

 

Рис.83. Провинция Финикия, Салонина, жена Галлиена, АЕ 28. На реверсе изображён лежащий Океан.

Океан, в греческой мифологии божество одноименной реки, омывающей землю. Титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Фетиды, с которой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков. Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Он отец Метиды — мудрой супруги Зевса и известен своим миролюбием и добротой. На дальнем западе Океан омывает границу между миром жизни и смерти.

 

Рис.84. Провинция Египет, Антонин Пий, 138-161 годы, драхма. На реверсе Орфей, играющий для животных.

Орфей, в греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Орфей прославился как музыкант и певец, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже сама природа. Орфей участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго». Он был женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправился за ней в царство мертвых. Расторгав своей игрой Кербера, эриний, Персефону и Аида, он получает свою жену назад с условием не смотреть на нее до момента прихода в свой дом. Счастливый Орфей возвращается со своей женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тотчас исчезает в аиде. Орфей не почитал Диониса, предпочитая ему Гелиоса. За это Дионис наслал на него менад, которые растерзали певца и разбросали повсюду части его тела. Смерть Орфея оплакивала вся природа, очарованная его музыкой и пением. Голова Орфея доплыла до Лесбоса, где ее взял Аполлон. В дальнейшем эта голова пророчествовала и творила чудеса. Орфей близок музам, он брат певца Лина, учредитель вакхических оргий. С именем Орфея связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая на основе аполлоно-дионисийского синтеза в 6 веке до н.э. в Аттике.

 

Рис.85. Провинция Египет, Адриан, 117-138 годы, тетрадрахма. На реверсе изображён закутанный в погребальный саван Осирис.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и Плутарху, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Входил в гелиопольскую эннеаду богов. Осирис, царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать пиво и вино, а также добывать и изготавливать медную и золотую руду. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, который мечтал править вместо Осириса, подготовил для него ловушку. На пире, устроенном Осирисом в честь победы в Азии, он предложил богато украшенный саркофаг любому, которому он будет по размеру. Ничего не подозревавший Осирис лег в ящик, скроенный специально для него, Сет захлопнул крышку, залил ее свинцом, бросив после этого в Нил. Течением ящик прибило к берегу, где куст вереска охватил его своими ветвями. Изида нашла тело мужа, извлекла чудесным образом его жизненную силу и зачала от мертвого мужа сына Гора. Выросший Гор победил Сета, дал проглотить чудесное Око мертвому Осирису, который тут же воскрес. Однако Осирис не захотел править на земле, а стал царем загробного мира. Обычно Осириса изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. На изображениях сквозь гроб Осириса прорастает дерево или из его мумии выросли стебли злаков, которые поливает жрец. Сначала умерший фараон, а со времен Срединного царства каждый египтянин стал отождествляться с Осирисом, символизирую посмертное оживление в загробном мире. В эллинистическую эпоху культ Осириса сливается с культом посвященного ему священного быка Аписа в синкретическом культе Сераписа.

 

Рис.86. Памфилия, Галлиен, 253-268 годы, АЕ 31. На реверсе сидящий на камне козлоногий Пан.

Пан, в греческой мифологии божество стад, лесов и полей. Пан — сын нимфы Дриопы и Гермеса. Он родился в Аркадии, и Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Но Гермесу и богам-олимпийцам его вид развеселил, и они нарекли его Паном. Вместе с сатирами и силенами он входит в свиту Диониса, он козлоног, с козлиными рожками и покрыт шерстью. Пан известен пристрастием к вину и веселью, неудержимым сладострастием. Он наводит на любого беспричинный, панический, страх. Он помогал Зевсу в битве с титанами, сохранились рассказы о явлении Пана грекам перед марафонской битвой и при Саламине. В античной философии Пан представлялся как божество, все объединяющее. Плутарх излагает предание о смерти Великого Пана, которое служит символом уходящего античного мира.

 

Рис.87. Киликия, Максимин Фракиец, 235-238 годы, медальон. На реверсе монеты изображён суд Париса.

Парис, в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была им беременна, она увидела сон, что родила факел, от которого сгорел весь город. Прорицатели истолковали этот сон так, что она родит сына, который погубит Трою. Тогда Приам приказал бросить родившегося ребенка на горе Иде, где его должны были растерзать дикие звери. Но его подобрал и вырастил пастух, который дал ему имя Парис. Позднее, когда юноша отразил нападение разбойников на стадо, ему дали новое имя Александр. В это время он женился на нимфе Эноне. Однажды, когда он пас стадо на склоне горы, перед ним внезапно появились три богини Гера, Афина и Афродита, которые попросили его определить прекраснейшую из них. Желая склонить его на свою сторону, Гера пообещала ему сделать его самым могущественным царем, Афина — самым храбрым героем, а Афродита — обладателем самой прекрасной женщины на Земле. Парис признал победительницей Афродиту. После этого, участвуя в спортивном состязании и победив всех соперников, Парис был узнан собственной сестрой Кассандрой. Она попыталась его убить, чтобы спасти Трою, но ей не удалось это сделать. Однако родители с радостью приняли его в свой дом, забыв пророчество. Затем Парис отправился в Грецию, где, воспользовавшись гостеприимством Менелая и помощью Афродиты, похитил прекрасную Елену. Коварный поступок Париса послужил поводом к началу Троянской войны, в которой сам виновник не принимал активного участия. В единоборстве с Менелаем только помощь Афродиты спасла Париса от гибели. Убив при помощи Аполлона Ахилла, он сам гибнет от отравленной стрелы Филоктета.

 

Рис.88. Ликия, Гордиан III, 238-244 годы, медальон. На реверсе Беллерофонт верхом на Пегасе, сражается с Химерой.

Пегас, в древнегреческой мифологии крылатый конь, порождение Посейдона и Медузы Горгоны. Верхом на Пегасе герой Беллерофон вступил в бой против Химеры. Ударом копыта Пегас выбил на горе муз Геликоне «конский источник» Ипокрену, поэтому позже стал конем поэтов. Когда Беллерофонт захотел на нем забраться на небо, Пегас его сбросил. На Олимпе Пегас подносил Зевсу молнии и гром.

 

Рис.89. Провинция Лидия, Марциана, сестра Траяна, АЕ 19. На реверсе Пелопс скачет на подаренном Посейдоном коне.

Пелопс, в греческой мифологии герой, сын Тантала. Убив Пелопса, Тантал пригласил на пир богов и подал им угощение, приготовленное из тела Пелопса. Боги отвергли нечестивое кушанье, и Гермес вернул Пелопса к жизни, погрузив его члены в кипящий котел. Только плечо, которое съела в задумчивости Деметра, опечаленная пропажей Персефоны, пришлось изготовить из слоновой кости. С тех пор все потомки Пелопса имели белое пятно на левом плече. Пелопс унаследовал царство своего отца, но теснимый троянским царем Илом, решил переправиться в Грецию. Его покровитель Посейдон подарил ему для этого золотую колесницу, запряженную крылатыми конями. В Греции Пелопс стал свататься к Гипподамии, дочери царя Эномая, правившего в Писе (Элида). Эномаю была предсказана смерть от руки его зятя, поэтому всех претендентов на руку дочери он вызывал на состязание колесниц. Сначала он давал противнику преимущество, затем легко нагонял и поражал копьем в спину. Согласно одному из вариантов мифа, Пелопс легко выиграл состязание благодаря крылатым коням, при этом просто похитив Гипподамию. По другой версии, для победы он воспользовался предательством возничего Эномая Миртила, который заменил металлическую чеку на колесе восковой. Во время гонки колесо соскочило и Эномай погиб. Пелопс обещал за это Миртилу половину царства Эномая и обладание Гипподамией в течение одной ночи, но коварно обманул его, столкнув в море с обрыва. Очистившись от крови Миртила, Пелопс распространил свою власть на всю южную Грецию, которая стала называться Пелопоннесом. С именем Пелопса связывали установление Олимпийских игр.

 

Рис.90. Ликаония, Галлиен, 253-268 годы, АЕ 23. На реверсе стоит Персей и держит в руке отрубленную голову Медузы Горгоны.

Персей, в греческой мифологии сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождем Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная ее отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с Персеем были брошены в ящике в море разгневанным царем, но выловлены рыбаком Диктисом у острова Сериф. Персей был воспитан в доме Диктиса, а затем отправлен царем острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на розыски горгоны Медузы. Персею помогли Афина и Гермес. По совету богов Персей достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой. Персей получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гермеса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Персей отрубил голову смертной Медузе, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться глазами с взглядом Медузы, который все обращал в камень. От других горгон он скрылся под шапкой-невидимкой, спрятав голову Медузы в заплечную сумку. В Эфиопии Персей спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жены, раскрыв заговор ее родича, отвергнутого жениха, превращенного вместе со своими сообщниками в камень. Вернувшись на остров Сериф он спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и его сторонников в камень, и сделав Диктиса царем острова. Персей с Андромедой явились в Аргос, откуда бежал Акрисий, спасаясь в Лариссе. Тут, участвуя в спортивных состязаниях, Персей нечаянно убил диском родного деда. Порсле этого, не желая править в Аргосе, перебрался в Тиринф, оставив в обмен своему тиринфскому родичу наследие деда. Дары, с помощью которых Персей совершил подвиги, были возвращены нимфам и Гермесу. Голову Медузы водрузила на свою эгиду Афина.

 

Рис.91. Лидия, Адриан, 117-138 годы, кистофорная тетрадрахма. На реверсе Аид, похищающий Персефону на колеснице.

Персефона, в греческой мифологии богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее. Когда Персефона собирала на лугу цветы, внезапно разверзлась земля, и оттуда появился на золотой колеснице Аид, который подхватил девушку и умчал ее в свое царство. Деметра, потерявшая Персефону, наслала на Землю засуху и неурожай, и тогда Зевс приказал Аиду вернуть дочь матери. Но перед возвращением Аид дал Персефоне вкусить зернышко граната, после чего она не смогла забыть подземное царство. С тех пор одну треть года Персефона мудро правит в подземном царстве, а остальное время проводит на земле в обществе матери. Царь лапифов Пирифой и помогавший ему Тесей попытались похитить Персефону, но были за это прикованы к скале. По просьбе Афродиты Персефона спрятала в аиде младенца Адониса, но отказалась потом возвратить. По решению Зевса одну треть года Адонис проводит в подземном царстве. Персефона ужасно расправилась со своими соперницами в любви: нимфой Кокитидой и Минтой. Персефона играет важнейшую роль в орфическом культе Диониса-Загрея, от которого рождает Загрея, впоследствии растерзанного титанами.

 

Рис.92. Провинция Верхняя Мёзия, Диадумениан, 217-218 годы, пентассарий. На реверсе богиня Тихе держит на руках Плутоса.

Плутос, в греческой мифологии бог богатства, сын Деметры и Иасиона, родившийся на Крите. Плутос в своей более ранней форме связан с Деметрой и Персефоной. Всякий, кто удостоится любви этих богинь, попадает под покровительство Плутоса, дарующего людям обилие запасов и стад. Объединение с элевсинским культом обоих богинь привело также к отождествлению Плутоса и Плутона (Аида), так как божество мертвых мыслилось обладателем несметных богатств. В классической античности Плутос стал восприниматься как некая персонификация богатства.

 

Рис.93. Вифиния, Юлия Домна, жена Септимия Севера, АЕ 19. На реверсе стоящая богиня Помона.

Помона, в римской мифологии богиня плодов. Жена Пика или Вертумна. О древности культа свидетельствует священная роща Помоны, наличие у нее фламина и праздника в ее честь — помональ. В надписях культ Помоны не засвидетельствован.

 

Рис.94. Провинция Счастливая Аравия, Гета, 209-211 годы, АЕ 23. На реверсе стоящий Посейдон держит в руке дельфина, другой опираясь на трезубец.

Посейдон, в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида. С ними он разделил господство над миром и получил по жребию море. Древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой. Но олимпийский Посейдон связан именно с морским простором, сохранив в память о зооморфном прошлом рудиментарные ипостаси — коня и быка. Посейдон отличается неукротимым нравом и большой силой, которая позволяет ему идти наперекор воле не только Зевса, но всего совета богов. Он участвует в мятеже против Зевса, но его спасает от оков Фетида. Посейдон ненавидит троянцев за то, что их царь Лаомедонт не выдал ему обещанной платы за строительство стен Трои. Он один противится возвращению домой Одиссея, за то, что последний ослепил его сына циклопа Полифема. В споре с Афиной он выбивает своим трезубцем пресный источник для жителей Аттики. Посейдон живет не на Олимпе, а в собственном роскошном дворце на дне моря в Эгах. Посейдон супруг нимфы Амфитриды, которая родила ему сына Тритона, владыку морских глубин. Вообще все многочисленные дети Посейдона стихийны, огромны и ужасны. Посейдон считается божественным отцом Тесея, который убил своего брата, также сына Посейдона, Минотавра. Едва ли можно назвать Посейдона зачинателем и покровителем полисов, единственное место, где жили и правили потомки Посейдона, это исчезнувшая на дне моря Атлантида. Культы Посейдона, имевшиеся в Греции, связаны с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение. Посейдон — древнейшее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, которое было вытеснено в героическое время патриархальным верховным богом олимпийского пантеона Зевсом. Посейдон так больше не смог занять главенствующей роли, оставаясь в постоянной оппозиции Олимпу.

 

Рис.95. Провинция Верхняя Мёзия, Септимий Север, 193-211 годы, АЕ19. На реверсе бог Приап.

Приап, в античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы. Место происхождения культа неизвестно, локализация его в Троаде вторична. Культ Приапа начинает распространяться по Греции после походов Александра Македонского и включается в мифологию Диониса. По одной из версий мифа о рождении Приапа его мать Афродита, беременная от Диониса, сошлась с Адонисом. Ворожба ревнивой Геры сделала ребенка уродливым, он имел два фаллоса. Приап был брошен в горах и воспитан пастухами. В римскую эпоху культ Приапа достигает наивысшего расцвета, когда он был включен в круг римских божеств плодородия вместе с Помоной и Сильваном. Добрый сельский божок, страж садов, следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли, покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников и сводников. Приап удостоился как настенных надписей, так и особого жанра поэзии — приапей. Изображения Приапа находились в лесах, сдах, виноградниках и на дорогах по всей территории Римской империи. Кроме цветочных венков и гирлянд, овощей и фруктов, меда и вина, Приапу приносили жертвы кровью бычков, козлов и ягнят, голубей и рыб, окропляя изображения Приапа. Праздники в честь Приапа в марте и июне сопровождались сексуальным неистовством и весельем. Сохранилось бесчисленное количество изображений Приапа в терракоте и мраморе, а также фаллические амулеты и статуэтки.

 

Рис.96. Писидия, Траян Деций, 249-251 годы, АЕ 35. На реверсе сидящие друг напротив друга Рея и Кронос.

Рея – титанида в древнегреческой мифологии, мать олимпийских богов. Дочь Урана и Геи. Супруга и сестра титана Кроноса, мать богини домашнего очага Гестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семей и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса. Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но Рее удалось спасти самого младшего – Зевса. По совету Геи и Урана она родила Зевса в области Ликтос, спрятала на горе Дикте; либо родила его тайно в пещере на острове Крит, на горе Дикта; либо, когда была беременна, прибыла на гору Тавмасион в Аркадии, охраняемая гигантами (там была пещера Реи), а Зевса родила на горе Ликее, где есть и место Кретея, послед же бросила в реку Лимакс. Кроносу она подсунула запеленатый камень, который тот и проглотил. В некоторых источниках, Рею во время поисков места для рождения Зевса, сопровождали куреты. Согласно легенде, куреты подняли невообразимый шум, дабы заглушить им крики новорожденного бога и тем самым спасти его от неминуемой гибели в чреве своего отца. В полном вооружении они охраняли Зевса-младенца на Крите, ударяя копьями о щиты

Рис.97. Провинция Счастливая Аравия, Юлий Марин, отец Филиппа Араба, АЕ 33. На реверсе сидящая на груде трофеев Рома.

Рома, в римской мифологии богиня, олицетворение города Рима. Впервые изображения Ромы, увенчанной Фидеей, появляются в 204 году до н.э. на монетах южно-италийских Локр. Во 2 веке до н.э. её культ стали учреждать попавшие под власть Рима города восточных провинций. Статуи Ромы восточные города и народы посвящали также Юпитеру Капитолийскому. Иногда культ Ромы сочетался с культом римских полководцев, например Тита Фламинина. В правление Августа культ Ромы, как на востоке, так и на западе, соединяется с почитанием обожествленного Цезаря и самого Августа. Август и Рома получают общие храмы и общих жрецов. Император Адриан посвятил богине сопровождавшийся играми праздник, построил в Риме на виа Сакра двойной храм, посвятив его Роме и Венере. Голова Ромы в шлеме впервые появляется на триенсе и унции из серии римских монет «aes grave». Здесь Рома может быть истолкована иконографически и как Афина. Рома встречается на аверсах нескольких ранних римских серебряных монет и, в дальнейшем часто, на денариях наряду с погрудными изображениями мифологических персонажей и исторических личностей. На монетах Римской империи Рома изображалась всегда в шлеме и полностью. Сидящая она держала на ладони правой руки викториолу и копьё в левой руке, если стояла, то с копьем, щитом и коротким мечом.

 

Рис.98. Провинция Египет, Клавдий Готский, 268-270 годы, тетрадрахма. На реверсе бюст богини Селены.

Селена, в греческой мифологии олицетворение луны, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Известен миф о любви Селены к прекрасному юноше Эндимиону, которого она посещает ночью в пещере в Карии. Селену обольстил Пан, подарив ей стадо белоснежных ягнят. Селена отождествлялась с Артемидой и Гекатой, поэтому к ней обращали слова заклятий, чтобы вернуть возлюбленного. Считалось, что колдовские манипуляции наиболее действенны при полном сиянии Селены.

 

Рис.99. Провинция Египет, Александр Север, 222-235 годы, тетрадрахма. На реверсе стоящий Серапис, модий на голове.

Серапис, один из богов эллинистического мира. Культ Сераписа как бога столицы Египта Александрии был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером (правил в 305-283 до н.э.) при содействии египетского жреца Манефона и афинянина жреческого рода Тимофея. Новое божество было создано для сближения египетского и греческого населения Египта на религиозной почве, однако почитание его распространилось преимущественно в греко-римской среде. В образе и имени Сераписа были соединены популярные египетские боги Осирис и Апис. Подобно им, Серапис был богом плодородия, был связан с загробным культом. Считался богом мертвых. Серапис был объявлен повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений и бога солнца. Отождествляли Сераписа и с Зевсом, а также с легендарным строителем пирамиды Джосера, мудрецом и врачом Имхотепом. Иконография Сераписа чужда египетской традиции и напоминает образы Плутона и Зевса. Его изображали человеком средних лет в греческом одеянии, с пышной прической и бородой, на голове — корзина, наполненная плодами. Позже культ Сераписа распространился на всю римскую империю. На греческих или римских монетах изображена голова или вся фигура бога. На голове всегда высокий головной убор, иногда в окружении зубчатой короны бога солнца Гелиоса, главным образом на александрийских монетах. В полный рост обычно встречается как Серапис-Аид.

 

Рис.100. Киликия, Септимий Север, 193-211 годы, АЕ 31. На реверсе Силен ведёт под уздцы повозку Дионисия.

Силен, в греческой мифологии демон плодородия, воплощение стихийных сил природы. Силены вместе с сатирами составляют свиту Диониса. Силены толстогубы, курносы, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славятся задиристым нравом, страстью к вину и ухаживанием за нимфами. Изображаются или в буйном танце с непристойными движениями, либо верхом на осле в полном опьянении, потягивающими вино из меха. В ряде мифов силены изображены мудрыми рассказчиками и советчиками.

 

Рис.101. Провинция Египет, Антонин Пий, 138-161 годы, драхма. На реверсе изображен бюст персонификации звезды Сириус.

Сириус, самая яркая звезда всего нашего неба из созвездия Большого пса. Ее утренний восход приходится на самое жаркое время года, когда очень трудно работать. Римское название звезды Каникула дало название нашим каникулам. Лучше всего Сириус виден зимой, откуда пошло словосочетание «собачий холод».

 

Рис.102. Провинция Египет, Адриан, 117-138 годы, драхма. На реверсе крылатая Сфинкс.

Сфинкс, в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, Сфинкс расположилась на горе близ Фив и задавала каждому загадку ( «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевших дать разгадку Сфинкс убивала, погубив таким образом многих фиванцев, в том числе и сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт обещал царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто разгадает загадку. Загадку разгадал Эдип, а Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.

 

Рис.103. Профинция Фракия, Плавтилла, жена Каракаллы, АЕ26. На реверсе изображена Сцилла.

Сцилла, в античной мифологии морское чудовище, подстерегавшее мореходов в пещере, на крутой скале узкого пролива. У Сциллы шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Она дочь морского божества Форкия или Кратеиды. Мимо Сциллы и Харибды сумел проплыть Одиссей. По Овидию, Сцилла миксантропична: у нее женское лицо и туловище, опоясанное псами. Некогда прекрасная дева, она отвергла всех женихов и влюбленного в нее бога Главка, который испросил после этого помощи у волшебницы Цирцеи. Но влюбленная в Главка Цирцея из мести превратила Сциллу в чудовище.

 

Рис.104. Провинция Фракия, Гета, 209-211 годы, АЕ 19. На реверсе Танатос, который опирается на перевёрнутый факел.

Танатос, в греческой мифологии олицетворение смерти. В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил Алкестиду у Танатоса. Хитрому Сизифу удалось заковать Танатоса и продержать в плену несколько лет, в течение которых люди перестали умирать. На изображениях Танатос держит в руках перевернутый факел, как символ смерти.

 

Рис.105. Троада, Каракалла, 198-217 годы, АЕ 32. На реверсе изображена сцена боя между Тевкром и Гектором. Гектор повалил соперника на землю и приготовился поразить его камнем, зажатым в руке. На помощь Тевкру спешит Аякс.

Тевкр,  в древнегреческой мифологии сын Теламона и Гесионы, дочери царя Трои Лаомедонта, сестры Приама, саламинский уроженец. Сводный брат Эанта (Аянта или Аякса Великого). Тевкр являлся одним из женихов Елены, после её похищения, связанный договором с Менелаем, привёл под Трою 12 кораблей. Один из лучших стрелков из лука в ахейском войске, поразил стрелой 15 троянцев. Тевкр победил в стрельбе из лука на погребальных играх в честь Ахилла. Участвовал в проникновении в Трою в деревянном коне, но по возвращении на Саламин он был проклят и изгнан отцом за то, что не спас брата от смерти или не отомстил за него. Защищался перед Теламоном в судилище Фреатто, утверждая, что неповинен в смерти Эанта. Он был изгнан и с товарищами покинул остров. Вследствие этого Тевкр по указанию Аполлона переселился на Кипр, где основал второй Саламин на земле, предоставленной в его распоряжение сидонским царём Белом. На Кипре он женился на Эвне, дочери кипрского царя и имел от нее дочь Астерию. По смерти отца Тевкр вернулся на родной Саламин, но своим племянником Еврисаком не был допущен к участию в отцовском наследстве. Еврисак не дал ему высадиться, и он переселился в Испанию, где позднее был основан Новый Карфаген, а затем в Галлецию

Рис.106. Провинция Верхняя Мёзия, Элагабал, 218-222 годы, АЕ 19. На реверсе Телесфор.

Телесфор, на многих изображениях Эскулапа рядом с ним помещена маленькая босая фигурка в плаще с капюшоном, по преданию, предохраняющем от болезней. Это один из сыновей Эскулапа — Телесфор – гений выздоровления. В качестве божества Телесфор начал почитаться в Пергаме, где имел свой собственный храм — «телесферион».

 

Рис.107. Провинция Фракия, Каракалла, 198-217 годы, медальон. На реверсе Геракл, который держит на руке Телефа.

Телеф, в греческой мифологии сын Геракла и Авги, дочери аркадского царя Алея. Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука. Поэтому Алей обрек Авгу на безбрачие, сделав жрицей Афины. Прибыв к Алею Геракл соблазнил его дочь, и она родила сына, которого спрятала в храме Афины. Разгневанная богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину несчастья, царь нашел новорожденного младенца. Существует несколько вариантов дальнейшего развития событий: по Еврипиду, по приказу царя Навплий заключил мать с ребенком в ящик и бросил его в море. Ящик прибило к берегу Мизии, царь которой Тевфрант женился на Авге и усыновил ребенка. По версии Софокла, Авга была разлучена с ребенком и продана в Мизию, где на ней женился Тевфрант. Отобранный младенец был брошен в лесу, вскормлен ланью, а затем найден пастухами, назвавшими его Телефом. Когда он вырос, то убил в одном из сражений сыновей Алея, исполнив предсказание оракула. Следуя предсказанию оракула, он отправился в Мизию на поиски матери, где и был усыновлен Тевфрантом, а после его смерти стал царем. Когда греки плыли к Трое, то сбившись с пути и высадившись в Мисии, они стали опустошать страну. Телеф отразил их нападение, но был ранен копьем Ахилла. Рана не заживала, и по совету оракула «Поразивший — исцелит», Телеф отправился к Ахиллу и излечился ржавчиной его копья. В благодарность за это он указал грекам путь в Трою. Сам Телеф участия в Троянской войне не принимал. Культ Телефа был распространен в Аркадии и в Пергаме, где он считался родоначальником местных царей.

 

Рис.108. Аттика, автономный выпуск, 145-175 годы, драхма. На реверсе Тесей побеждающий Минотавра.

Тесей, в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесея указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны. Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой, но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности, (античная традиция относит его деятельность приблизительно к 13 в. до н.э.). Рождение Тесея необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея- миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей- представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон, или же он сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею. Но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Тесея, и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Тесей как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Тесей отправился в Афины не лёгким путём — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Тесей убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон). Путь Тесея, отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространённого фольклорного мотива — розыски сыном. На пути в Афины Тесей как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы). В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Тесей одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнёс ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею. К этому походу Тесея относится его встреча с Гекалой, в честь которой Т. установил празднества — гекалесии. Тесею пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царём Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем. Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повёз с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу своё происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. Ночью герой с афинской молодёжью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюблённым в неё Дионисом. Огорчённый Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына. Подобно другим героям, Тесей сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошёл походом на амазонок, похитив царицу Антиопу. Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Тесея — амазонки. Она родила ему сына Ипполита, в которого влюбилась вторая жена Тесея, сестра Ариадны — Федра, родившая Тесею двух сыновей — Акаманта и Демофонта. Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга героя. Тесей — участник калидонской охоты. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жёны богиню царства мёртвых Персефону. Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем. Он бы так и остался в аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины. Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены. Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру — мать Тесея и передав власть в Афинах его родичу Менесфею, изгнанному Тесеем. Вернувшись из своего похода в царство аида, он нашёл престол занятым Менесфеем. Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то  были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землёй, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Тесей сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона). Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов. Все эти реформы были проведены Тесеем в расцвете лет. Он снискал у греков славу неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей похода против Фив, помог Гераклу и дал приют гонимому Эдипу и его дочерям. Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем, когда он явился в полном вооружении грекам перед Марафонской битвой. Пифия предписала грекам найти прах героя и достойно его похоронить. В 476 году до н.э. прах Тесея с мечом и копьем был торжественно перенесен с острова Скирос и погребен в Афинах. Место погребения Тесея считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных.

 

Рис.109. Провинция Египет, Антиной, фаворит Адриана, драхма. На реверсе изображён Тот, скачущий на лошади.

Тот, Джехути в египетской мифологии бог мудрости, счета и письма. Происхождение Тота относится к древнейшему периоду, на который указывают его эпитеты: «владыка бедуинов» и «владыка чужеземных стран». Центром почитания Тота был город Шмун, который греки называли Гермополь, 15 Заячьего нома. Священным животным Тота был ибис. Как астральное божество Тот отождествлялся с луной. Ему приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта: он разделил время на месяцы и годы, создал письменность и научил людей счету. Он участвовал в оправдани Осириса и давал приказ о его бальзамировании, поэтому он всегда принимал участие в процессе бальзамирования. В «Книге мертвых» Тот изображался возле весов записывающим результат взвешивания сердца. Тот ведет покойника в царство мертвых и на этом основании отождествляется с Гермесом. В мистичесой литературе греков Тот выступает под именем Трисмегист. Римляне отождествляли его с Меркурием.

 

Рис.110. Провинция Фракия, Транквиллина, жена Гордиана III, пентассарий. На реверсе триграции.

Три грации, благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечное юное начало. Они являются дочерями Зевса и океаниды Эвриномы. Их имена Аглая ( «Сияющая»), Евфросина ( «Благомыслящая») и Талия ( «Цветущая»). В мифах о грациях заметна их связь с вегетативными силами природы и упорядочиванием человеческой жизни. Грации близки Аполлону, например, в Делосском храме он держит на ладони трех граций.

 

Рис.111. Киликия, Каракалла, 198-217 годы, медальон. На реверсе Триптолем управляет повозкой, запряжённой крылатыми змеями.

Триптолем, в греческой мифологии сын элевсинского царя Келея, герой, которому Деметра подарила золотую колесницу, запряженную драконами, и дала зерна пшеницы. Разъезжая по всему свету, Триптолем засеял землю и обучил этому людей. За свою праведность Триптолем в аиде судит вместе с Миносом, Радамантом и Эаком мертвых. Миф о Триптолеме и Деметре относится к ряду мифов о культурных героях и наставниках человечества.

 

Рис.112. Коринфия, автономный выпуск, 34-31 годы до Р.Х., асс. На реверсе Беллерофонт верхом на Пегасе, сражается с Химерой.

Химера, в греческой мифологии чудовище, рожденное Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Химера – терраморфное существо с тремя головами: льва, козы и змеи. У нее туловище: спереди – льва, в середине – козье, сзади – змеи. Она изрыгает пламя. Химера была убита героем Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе, и тем самым выполнившим волю царя Ликии Иобата.

 

Рис.113. Провинция Фракия, Гордиан III, 238-244 годы, пентассарий. На реверсе Эвридика выходит из аида в сопровождении Гермеса и Орфея.

Эвридика – в древнегреческой мифологии одна из дриад, по некоторым данным, дочь Аполлона. Она была супругой певца Орфея. Эвридика умерла от укуса змеи в пятку. По другой версии, её преследовал влюбленный Аристей, и она наступила на змею. Выведенная Орфеем из Аида, она вернулась туда вновь, так как супруг на пути, нарушив уговор с Персефоной, оглянулся на неё.

Рис.114. Провинция Фракия, автономный выпуск, 191-192 годы, АЕ 18. На реверсе один из Эротов помогает второму поднять дубину Геракла.

Эрот, в греческой мифологи бог любви. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. По мифографу Акусилаю Эрот, Эфир и Метида – дети Эреба и Ночи, происшедших от хаоса. У Парменида, Эрот – древнейшее божество, которое создала Афродита. Эрот – крылатый стрелок, владыка ключей эфира, неба, моря и земли, царства мертвых и тартара. Эрот мыслился всевластной мировой силой. Традиция классического времени делает Эрота сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, или сыном Афродиты и Ареса. Постепенно формируется образ изящного и легкого бога эллинистической поэзии. У Аполлония Родоского это уже хитроумный и жесткосердный малыш, который помыкает своей матерью Афродитой. Символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в «Метаморфозах».

 

 

Материалы данного словаря составлены на основе многочисленных книг по мифологии, перечисленных в библиографии. Составление, уточнения и дополнения сделаны Андреем Пятыгиным.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы