Греческие персонификации на провинциальных монетах

А. Пятыгин

Персонификация, зародившаяся в мифологии архаических времен как обожествление сил и образа действий олимпийских богов, уже, начиная с Еврипида, стала аллегорическим изображением абстрактных понятий добродетелей, пороков или названий географических местностей в виде человеческих фигур. При этом большинство персонификаций имеет «стандартные» атрибуты в виде различных предметов, помогающих более полно раскрыть смысл аллегории. В провинции времен Империи изображения персонификаций весьма охотно помещались на реверсы монет, подчеркивая многочисленные достоинства правящего императора или города, который выпустил данную монету. Ниже мы приводим изображения и толкование греческих персонификаций, чеканенных на провинциальных монетах времен Империи.

Рис. 01. Провинция Египет, Антонин Пий, 138-161 годы, тетрадрахма.

Дикайосина (Dikaiosyne), персонификация справедливости в греческой мифологии. Появилась в римское время как соответствие древней богини Дике, которая была дочерью Зевса и Фемиды, одной из трех сестер ор. По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде. «Неумолимая» Дике хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи. Она является вершительницей справедливости в круговороте душ и следует с мечом в руках за преступником, в конце концов, пронзая нечестивца. Дика соответствует римской Эквитате и изображается с весами в руках.

 

Рис.02. Провинция Египет, Диоклетиан, 284-305 годы, тетрадрахма.

Эйрина (Eirene), в греческой мифологии одна из трех ор, сестер мойр и харит, дочь Зевса и Фемиды. Эйрина является персонификацией Мирного сосуществования и соответствует римской Пации. На Олимпе она заботится о колеснице Геры и кормит ее коней. Особенным почитанием Эйрина пользовалась в Афинах, где после победы над Спартой в 375 году до Р.Х. был учреждён её культ и установлен алтарь, на котором ежегодно приносились жертвы за счёт государства. Также афиняне по обету воздвигли на агоре бронзовую статую Эйрины, выполненную скульптором Кефисодотом, коорая дошла до нас в копиях римского времени, а также на монетах греческих городов.

 

Рис.03. Провинция Каппадокия, Траян, 98-117 годы, драхма.

Элевтерия (Eleutheria), греческая персонификация Свободы. Данная персонификация была неизвестна в классическое время и является простым отображением римской Либертаты, что видно по совпадению основных атрибутов – пилея, шапки вольноотпущенника, и скипетру. Также, в римское время в Мирах Ликийских почитали богиню Артемиду Элевтерию.

 

Рис.04. Провинция Памфилия, Галлиен, 253-268 годы, АЕ28.

Элпида (Elpis), греческая персонификация Надежды. Элпида была дочерью Никса и Фемы, богини известности и славы. Гесиод писал, что на дне ящика, открытого Пандорой, людям в утешение осталась Элпида. В римское время её стали отождествлять с римской персонификацией Спеей, которая также изображаясь в виде молодой девушки, идущей с цветком в одной руке, тогда как вторая рука придерживает край длинного платья.

 

Рис.05. Провинция Египет, Диоклетиан, 284-305 годы, тетрадрахма.

Эвсебия (Eusebeia), греческая персонификация Благочестия. Понятие Эвсебии включало в себя благоговейный страх, испытываемый человеком при обращении к богу. В этом значении слово использует уже Гомер. Для последователей Платона Эвсебия означала «правильное поведение в отношении богов», для стоиков – «знание того, нужно поклоняться богам». Греки считали Эвсебию дочерью Номоса, бога Закона, у которых родилась Плотина, богиня Справедливого суждения.В времена Империи Эвсебия была отождествлена с римской персонификацией Пиетатой. Римляне трактовали благочестие более широко, чем греки. В Риме в это понятие входили почтительность к родителям, уважением к религии и отеческим богам, верность своему государству. Эвсебия изображалась в виде женщины, совершающей жертвенное возлияние из патеры на горящий алтарь.

 

Рис.06. Провинция Египет, Луций Вер, 161-169 годы, драхма.

Эвтения (Euthenia), греческая персонификация Изобилия, одна из младших Харит, дочь Гефеста и Аглаи. Её противоположностью была Пения. В римское время была отождествлена с Абунданцией. Она изображается в виде женщины с рогом изобилия, откуда могут сыпаться деньги, и колосьями хлеба.

 

Рис.07. Провинция Фракия, Макрин, 217-218 годы, АЕ22.

Эвтихия (Eutycheia), греческая персонификация Судьбы. Данная персонификация была неизвестна в классическое время и является простым отображением римской Фортуны. Она изображалась со следующими атрибутами: корабельный руль и рог изобилия.

 

Рис.08. Провинция Египет, Элий Вер, 136-138 годы, драхма.

Гомония (Homonoia), греческая персонификация Согласия. Гомония была дочерью демона Сотера и Праксидики, богини судебного наказания и мести. У неё была сестра Арета, персонификация Достоинства, и брат Ктесий, бог домашнего хозяйства. Позже персонификация Гомония слилась с римской Конкордией. Изображалась в виде стоящей или сидящей на троне женской фигуры, которая держит в руках патеру и рог изобилия.

 

Рис.09. Иония, Смирна, Нерон, 54-68 годы, АЕ16.

Нике (Nike), богиня и персонификация Победы в греческой мифологии. Нике была дочерью океаниды Стикс и Палланта, сына титана Крия. Крылатая Нике была непременным атрибутом Зевса и Афины, которые изображались с фигуркой Нике в руках. Нике также один из эпитетов Афины, как богини Победы. В римской мифологии ей соответствовала богиня Виктория.

 

Рис.10. Провиниция Египет, Адриан, 117-138 годы, тетрадрахма.

Прония (Pronoia), греческая персонификация божественного Провидения, заботы императора о троне и империи. Данная персонификация была неизвестна в классическое время и является простым отображением римской Провиденции. Чаще всего атрибутами Пронии были скипетр, который она возносила над земным глобусом, и рог изобилия. На представленной монете Прония держит в руке феникса, как символ пожелания вечности правящему императору.

 

Рис.11. Провинция Фракия, Максимин Фракиец, 235-238 годы, АЕ24.

Тихе (Tyche), греческая богиня, персонификация Случая, не встречающаяся в классическое время. Имя Тихе, океаниды и спутницы Персефоны, встречается в гомеровском гимне к Деметре, но этот персонаж не имеет ничего общего с персонификацией Тихе. Образ Тихе возник во времена эллинизма как сознательное противопоставление древнему утверждению о неизменной судьбе. Тихе символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни. В римской мифологии соответствовала богине Фортуне и имела схожие атрибуты – корабельный руль и рог изобилия.

 

Рис.12. Провинция Вифиния, Адриан, 117-138 годы, кистофорная тетрадрахма.

Географические персонификации – это огромное множество персонификаций различных городов, рек и провинций, которые были изображены на провинциальных монетах. Здесь приведена монета, на которой изображена персонификация провинции Вифиния.

 

Материалы данного словаря составлены на основе многочисленных книг по мифологии, перечисленных в библиографии. Составление, уточнения и дополнения сделаны Андреем Пятыгиным.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы