Греческая литература

Греческая литература является древнейшей в Европе. Греки создали множество литературных форм и жанров, которые под греческими названиями стали образцом для всей европейской литературы (трагедия, комедия, эпос, лирика).

Период с древнейших времен до Персидских войн

Древнейшая поэзия (рабочие песни, гимны богам и т.д.) не сохранилась. Вершиной ранней эпической поэзии являются «Илиада» и «Одиссея», которые связываются с именем Гомера. Они являлись венцом эпической традиции, длительное время сохранявшейся бродячими певцами — рапсодами. Эпос Гомера — аристократическая поэзия. Все другие виды эпоса, позднее сведенные в эпический круг, утрачены. Они включали легендарные сказания о Фивах и особенно о Трое. Около 700 года жил Гесиод — первый европейский поэт, который писал о своей судьбе. Из героического эпоса он заимствовал гекзаметр для своих крестьянских и теогонических стихов, сделав его традиционным для дидактической поэзии. В 7 и 6 веке до н.э. Каллин, Тиртей, Солон и Феогнид в поэтической форме призывали сограждан к совместным действиям, привлекали их внимание к насущным проблемам. О личных чувствах и судьбе писали Архилох, Мимнерм, Гиппонакт, Симонид, Анакреонт. Центром лирики в узком смысле слова стал остров Лесбос, где творили Алкей и Сафо. Хоровое пение было особенно развито у дорийцев. Художественного высшего уровня достигла лирика Пиндара. Ионийские греки в Малой Азии внесли решающий вклад в развитие, как поэзии, так и прозы. Расширение географических познаний, экономический расцвет и восприимчивость ко всему новому привели в малоазиатской Ионии к развитию науки (Фалес, Гекате из Милета). Иония заложила основы развития натурфилософии (ионийская). Древнейшие писатели историки, логографы, занимались местной историей, насыщенной мифами и рассказами. От Персидских войн до потери независимости (480-338 до н.э.)

После Персидских войн центр хозяйственной, культурной и политической жизни переместился на материк. Афины развивались как морская и торговая держава, приняв политическое руководство в стране, стали центром в духовной и культурной сфере. Значительнейшим достижением этой эпохи стало создание трагедии и комедии из дифирамбов. Фриних и Эсхил вынесли на сцену материал, связанный с Персидскими войнами. На невиданную высоту подняли трагедию три великих трагика античности: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедия возникла из пения комоса, веселых стихийных процессий в честь Диониса. Так называемая древняя комедия, используя средства сатиры, вступила политические и литературные дискуссии. В «Плутосе» великого Аристофана совершился переход к так называемой средней комедии. Она сформировалась в период упадка афинской демократии 4 века до н.э. и отказалась от политических тем. В прозе в эту эпоху были созданы непреходящие образцы мировой литературы. Софистика с середины 5 века проникла вовсе области знания. Умение говорить в суде или народном собрании было необходимо, поэтому развилась риторика. Крупнейшими софистами были Протагор, Продик, Горгий. Большинство представителей аттического красноречия ставило свой талант на службу политическим целям. Это Демосфен, Эсхин, Исократ и Лисий. Первое историческое сочинение принадлежит Геродоту. Современную историю разрабатывали Фукидид и Ксенофонт. Огромное влияние на философию оказал через своих учеников Сократ. Философские диалоги Платона являются одновременно выдающимися литературными произведениями. Аристотель создал систематику науки и научную терминологию.

Эллинистический период (338-168 до н.э.- до покорения Римом)

В государстве Александра Македонского греческое влияние распространилось на Восток, который усилил свое влияние на Грецию. Литература и искусство процветали при дворах диадохов. Литература стала обращаться к узкому слою знатоков. Центром стала Александрия. Сюда стекались многочисленные ученые «александрийцы». Другими центрами были Родос, Пергам и Антиохия. Афины оставались ведущим центром философии. Новая комедия окончательно перешла к бытовым сюжетам, мастером которых считался Менандр. Поэтические произведения отличались большой эрудицией, так как поэты часто были учеными, например, Эратосфен, Каллимах, Филит. Своеобразные черты натурализма проявляются в миме (Феокрит, Герод). Буколики основаны как жанр Феокритом. Разгорелся спор о форме эпоса между Аполлонием Родосским и Каллимахом. В прозе центральное место заняли специализированные сочинения: по медицине (Герофил, Эрасистрат), математике (Евклид, Архимед), физике (Стратон), механике (Герон), астрономии (Аристарх). Особыми достижениями ознаменовалась эллинистическая филология. Историки обратились также к описаниям других народов. В риторике Гегесий стал родоначальником азианизма. Греция под римским господством (с168 до н.э. до Византии).

Побежденные греки стали учителями победителей римлян. Греческие писатели часто переселялись в Рим. Удовлетворению духовной потребности населения служили проза в форме бесед (Лукиан), басен (Бабрий), пойкилографии (Элиан, Афиней). Большой популярностью пользовались народные романы (Харитон, Гелиодор, Ямвлих, Ахилл Татий, Лонг). Риторика по-прежнему влияла на все жанры. Софисты переходили из одной территории в другую в качестве странствующих ораторов и воспитывали молодежь (Дион Хризосом, Герод Аттик, Элий Аристид, Либаний). Современную историю писали Полибий, Иосиф Флавий, Диодор. К римской истории обратились Дионисий Галикарнасский, Аппиан, Дион Кассий и Арриан. Естествознание развивалось благодаря трудам Страбона в географии, Павсания в области истории культуры, Диоскурида в медицине, Клавдия Птолемея в астрономии. Гален обобщил достижения медицинской науки. Плутарх и Эпиктет распространяли философское богатство мысли в своих популярных этических сочинениях. Неоплатонизм, оформленный Плотином, воздействовал на возникающую христианскую философию. С 2 века появляется христианская литература, возникает обширная дискуссия между христианами и язычниками. Литература, написанная на греческом языке в последующие времена до 1453, называется византийской.

Ирмшер Й., Йоне Р., «Словарь античности», 1989

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы