Хронология и календарь в античности

Историю принято измерять временем. Факт считается историческим, если он может быть определен не только в пространстве, но и во времени. Факт помещается во временное измерение путем отсчета его удаленности от настоящего момента. Хронология, вспомогательная дисциплина истории, позволяет нам установить временной промежуток между историческим фактом и нами, преобразуя хронологические указания источников в единицы нашего летоисчисления.

 

Календарь

Современный календарь основан на видимом движении Земли вокруг Солнца, образующем «день» и «год». Современный месяц — условная единица. Древние же, за исключением египтян и римлян, основывали свой гражданский календарь не только на движении Солнца, но и на фазах Луны.

День

Регулярное чередование дня и ночи является первоначальной мерой времени. Кельты и германцы вели счет времени на «ночи», а Гомер считал время по «рассветам». Из-за недостатка средств искусственного освещения рабочий день фактически совпадал со светлым дневным временем, везде в Древнем мире предполагалось, что день начинается утором. Народы, которые в качестве основной меры использовали лунные месяцы (афиняне, галлы, германцы, иудеи), считали полный день от одного вечера до следующего вчера. А вавилонские астрономы и римляне, по причинам не известным уже им самим, исчисляли время в полночь. Деление естественного дня происходило по разному: по движению Солнца (утро), по использованию (обеденное время). Было введено подразделение дня на разное количество страж. Деление на часы впервые отмечается в Египте. Уже примерно около 2100 до н.э. египетские жрецы пользовались системой из 24 часов: 10 часов дня, 2 часа сумерек и 12 ночных часов. Эта система около 1300 года до н.э. была заменена более простой, где день и ночь равнялись 12 часам. Греки усвоили эту систему от вавилонян. Час в древности был, однако, не 1/24 суток, как в настоящее время, а 1/12 фактического времени от восхода до заката. Продолжительность часа, следовательно, зависела от широты и времени года. По длине человеческой тени определялось время дня по очень примитивным «ручным таблицам». Для ночных церемоний египтяне около 1800 года до н.э. стали использовать так называемые звездные часы. Самые древние из сохранившихся водяных часов (около 1600 г до н.э.) и солнечные часы (около 1450 г до н.э.) были найдены в Египте. Согласно Геродоту, греки переняли солнечные часы у вавилонян. По более поздним сообщениям, их изобрел Анаксимандр Милетский  (около 550 г до н.э.). В Риме первые солнечные часы были сооружены в 293 г до н.э. Современные часы одинаковой и постоянной продолжительности были установлены и введены, по Страбону, в обиход астрономами и космографами. Эллинистические астрономы переняли египетское деление календарного дня на 24 части, но разделили каждый час на 60 частей, как это делали вавилоняне.

Месяц.

Почти все народы на земле пользовались фазами Луны для измерения времени. Даже греческое, русское и английское слово, обозначающее месяц, связаны с названием Луны. Почти все народы начинали отсчитывать месяц с момента появления в небе нового полумесяца, поэтому месяцы у них совпадали. Но лунный месяц неудобное средство для измерения времени. Смену времен года и ритм человеческой жизни определяет солнце. Солнечный год длиннее 12 лунных месяцев примерно на 11 дней, поэтому за 32 года набегает отставание в 1 год. Таким образом, как говорит Гемин, перед древними людьми стояла задача счислять месяцы по Луне, а годы по Солнцу. Эволюция календаря происходит три этапа: 1. Отделение начала месяца от появления новой Луны. 2. Постепенное приспособление счисления месяцев по Луне к смене времен года. 3. Циклический счет лунных месяцев.

Первый этап пройден большинством народов. Греки не смогли и не захотели пройти дальше второго. Вавилоняне и египтяне справились и с 3 проблемой. Римляне также не пользовались лунными месяцами для счисления времени.

Лунно-солнечный год

Как показывает опыт, лунный месяц длится в среднем не более 30 дней. В связи с этим можно регулировать продолжительность месяца, не отказываясь от его связи с фазами Луны. Шумерийцы, затем вавилоняне и народы, использовавшие вавилонскую систему счисления времени, ограничивали продолжительность месяца максимумом в 30 дней. Первое появление молодой Луны накануне 30 дня означало начало нового месяца. Однако, если по каким-то причинам молодая Луна не появлялась, новый месяц тем не менее все равно начинался накануне 31 дня текущего месяца. Месяцы из 29 и 30 дней чередовались нерегулярно. Наиболее сложным было согласование лунных месяцев с солнечным годом. По сути дела, многие первобытные народы игнорировали эту проблему. Им было все равно, какое количество лунных месяцев прошло между 2 урожаями. Финансовые нужды правительства требовали от календаря определенной устойчивости. Для центральной власти было удобно, чтобы налог выплачивался в определенный месяц. Шумерские чиновники примерно к 2500 до н.э. дошли до точного и подробного ведения счетов по дням, месяцам и годам. Лунно-солнечный год, то есть сельскохозяйственный год из 12 лунных месяцев, был изобретением счетоводов. Шумерские записи свидетельствуют о том, что, начиная с 2400 годов до н.э., существовал обычай вставлять время от времени добавочный месяц, чтобы подгонять традиционный месяц жатвы ячменя ко времени уборки урожая. Добавочные месяцы вставлялись по указу властей. Птолемей сообщает, что записи древних наблюдений за небесными явлениями сохранялись почти полностью со времени правления царя Набонасара. Численное соотношение между продолжительностью лунных месяцев и длиной солнечного года было установлено еще в 7 веке до н.э. Примерно с 600 до н.э. вставка дополнительных месяцев производилась по определенным правилам. Можно предполагать, что астрономы просто вставляли 3 дополнительных месяца каждые 8 лет, либо 7 месяцев каждые 19 лет. Во всяком случае, вавилонским астрономам удалось добиться, что начало года приходилось на раннюю весну, в то время как начало каждого месяца было согласовано с движением Луны. Лунно-солнечный календарь вавилонян пользовался таким авторитетом, что был принят ассирийцами, иудеями и персами. После падения Ахеменидов Селевк продолжил их традиции. Он приказал заменить «сирийские» названия месяцев македонскими. Позднее селевкидской системой воспользовались парфянские цари. Современный религиозный иудейский календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочивания дополнительных месяцев является всё той же вавилонской 19 летней циклической системой. Этот же календарь продолжал пользоваться на востоке, несмотря на введение юлианского календаря. На ближнем Востоке не солнечный год Цезаря, но чисто лунный мусульманский календарь положил конец употреблению вавилонского календаря.

Греческие календари

Греки шли своим путем. Ранняя история греческого календаря практически неизвестна. Гомер умалчивает о каком-либо календаре, у него, по-видимому, год заключался в периодической смене сезонов. Гимны Гомера и Гесиод свидетельствуют о наличии в древности такого же примитивного календаря. Предположительно, реформа календаря была проведена в Дельфах в 8 веке до н.э. Число месяцев в году и дней в месяце указывалось только в некоторых эллинистических календарях. Чаще всего месяц делился на 3 декады, и счет велся по дням в декаде. Проблема разной продолжительности видимых периодов обращения Луны решалась в Греции тем, что продолжительность месячного периода была округлена до 29,5 дней. Гражданские месяцы считались пустыми (29 дней) или полными (30 дней). Синхронизация с Луной была утрачена, грекам приходилось различать гражданскую «новую луну» и настоящее новолуние. Религиозные праздники у греков отмечались по гражданскому календарю. Исходя из сообщений Гемина о развитии циклических систем календаря и из параллельных свидетельств Цензорина, современные ученые долго верили, что греческие города постоянно и послушно следовали правилам дополнения лет. Но Гемин, который иногда и сообщает о «гражданском календаре», нигде не указывает на то, что 8, 16-летний или же другие циклы использовались в городах. Цензорин объясняет бессистемность доюлианских солнечных календарей тем, что истинная продолжительность солнечного года была в точности неизвестна. Фактическая последовательность календаря в различных греческих городах остается неизвестной.

Афинский календарь

Афинский календарь классической эпохи известен нам гораздо лучше, чем способы исчисления времени в других греческих городах, потому что список архонтов позволяет определить год составления документов по юлианскому календарю. Афиняне пользовались одновременно двумя системами датирования: гражданским лунно-солнечным календарем и системой исчисления, применявшейся пританами. Пританы составляли рабочий комитет Совета. Который управлял Афинами определенный период года. Продолжительность работы этого Совета до сообщения Аристотеля неизвестна. Совет приступал к своим обязанностям совместно с архонтом 1 гекатомбеона, но в 410 до н.э. срок его полномочий истек 13 скирофориона, то есть примерно на 15 дней раньше конца года архонта в 411/0 года до н.э. После Аристотеля с 307/6 по 224/3 до н.э. было 12 смен фил. На протяжении этого времени периоды деятельности пританов. По-видимому, совпадали с месяцами гражданского календаря. С 223/2 по 202/1 до н.э. было 13 смен, в 201/0 года до н.э. — 11 и с 200 до н.э. до времени Адриана снова 12. В классических Афинах счет времени по пританам был как бы рабочим календарем правительства. Дошедшие до нас свидетельства показывают, что афиняне на пользовались циклом Метона, ни какой-либо другой системой правил для упорядочения официального календаря. Таким образом, продолжительность определенного гражданского года или месяца должна была устанавливаться эмпирически, а предлагаемые схемы афинского гражданского года могут быть только теоретическими.

Македонский календарь в Египте

Александр Македонский принес в Египет македонский лунно-солнечный календарь, и Птолемеи долго его придерживались. В этом календаре месяцы состояли из 29 и 30 дней, дни месяца были последовательно пронумерованы, и 29 число в пустом месяце опускалось, так что последним днем месяца всегда считалось 30. Время от времени вставлялись дополнительные месяцы. Как пользовались этим календарем вне Египта, остается неизвестным. Для Селевкидов Александр Македонский умер на 29 день вавилонского месяца айару, что соответствует вечеру 10 июня 323 до н.э. Согласно «Дневнику Александра», царь умер в последний день месяца десия. Следовательно, в это время македонский календарь совпадал с луной. Греческие документы птолемеевского Египта содержат многочисленные сопоставления македонских и египетских дат, а последние легко переводятся в юлианские даты. Свидетельства источников показывают, что примерно до 240 года до н.э. македонские месяцы совпадали с лунными фазами. По-видимому, календарь подправлялся в соответствии с 25 летним египетским циклом. Как и в старом египетском календаре, дополнительный месяц вставлялся каждые два года, хотя весь цикл требовал только девять вставок. Но поскольку календарь выверяли по солнечному году, в него не вносили путаницы излишними вставками. Они влияли только на порядок следования названий месяцев в солнечном году. Македонский календарь сохранялся в Египте главным образом для культовых целей. Двор Александра даже праздники египетских богов отмечал согласно македонскому календарю, но более простой египетский календарь был удобнее в повседневной жизни. В конце 3 века до н.э. македонский календарь был подогнан под египетский таким образом, что македонские месяцы только по названиям отличались от египетских. Впоследствии Птолемей 7 в 163 до н.э. вновь восстановил македонский календарь, но после его смерти в 145 до н.э. реформа была отменена. Как и во владениях Селевкидов, в Египте греческий календарь также был заменен местным.

Римский календарь

Римский календарь во времена Цезаря состоял из 12 месяцев: четырех -по 31 дню (март, май, квинтилий, октябрь), семи — по 29 дней (январь, апрель, июнь, секстилий, сентябрь, ноябрь, декабрь) и одного из 28 дней (февраль) 0- всего 355 дней в году. Через каждый год (по четным годам до н.э.) прибавлялось 22 или 23 дня для согласования с солнечным годом. Это прибавление производилось в феврале после празднества терминалии (23 февраля); оставшиеся пять дней февраля добавлялись в конце дополнительного месяца, так что этот месяц состоял из 27 или 28 дней. Первый день месяца назывался календы, пятый (или же седьмой в месяце из 31 дня) — ноны, тринадцатый (или же пятнадцатый в месяце из 31 дня) — иды. Считая в обратном порядке от этих установленных дат, обозначали дни месяца. Подсчет велся включительно, то есть включался в обозначаемый день, и день, от которого велся отсчет. День накануне того дня, который нужно было сосчитать, назывался pridie. Последние дни февраля после ид в дополненном году подсчитывались в обратном порядке от начала прибавленного месяца. Иногда еще и 14 февраля было неизвестно, будут ли понтифики прибавлять дополнительный месяц; в этом случае 14 февраля обозначался как ante diem X Terminalia. Последовательный счет дней, хотя и был возможен, встречается редко. При такой системе счисления Луна совершенно не принимается в расчет, напротив, прибавление 22 или 23 дней каждые два года нарушало всякое согласование с лунными месяцами. Тем не менее дни на протяжении месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик объявлял о появлении нового серпа и по его форме и местонахождению сообщал, сколько дней следует считать до нон, то есть до первой четверти. В ноны снова провозглашалось, через сколько дней будут иды и по каким дням следует устраивать празднества. Римский календарь со всеми его специфическими особенностями был довольно сознательной попыткой «синхронизации гражданского и солнечного годов». Римский четырехгодичный цикл состоял 355+378+355+377 дней. Можно предполагать, что автор этого цикла стремился подогнать лунный год к движению Солнца, то есть к земледельческому году. Тем не менее, римский четырехгодичный цикл насчитывал 1465 дней, то есть был на четыре дня длиннее, чем четыре солнечных года. Но установить истинную продолжительность солнечного года было и в самом деле нелегко. Римский псевдосолнечный цикл, видимо, являлся модификацией «года Ромула», то есть чисто земледельческого 10-месячного года, начинавшегося в марте и кончавшегося в декабре, «десятом» месяце. Месяцы, продолжительностью до 39 дней каждый, засвидетельствованы и для года Ромула, и для древней Италии. Названия месяцев от марта до июня, по-видимому, относились к стадиям роста зерна и скота. Древние приписывали введение такого календаря Нуме Помпилию. Современные ученые большей частью приписывают введение календаря децемвирам (середина 5 века до н.э.). Календарь был связан с капитолийским культом: календы были посвящены Юноне, а иды — Юпитеру. Расхождение этого календаря с солнечным годом было столь очевидным, что уже примерно в 450 до н.э. децемвиры пытались исправить всю систему. В 191 до н.э. был принят закон М.Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Но эти реформы не помогали. Римляне стали дополнять календарь тогда, когда в этом появлялась необходимость. По-видимому, все попытки установить четкие циклы интерколяций для данного календаря, напрасны. Многочисленные даты, которые дошли до нас со времен Цезаря, не могут быть с уверенностью переведены в даты юлианского календаря.

Юлианский год

Цезарь не переделывал римский календарь, но просто отказался от него и установил взамен солнечный постоянный календарь из 365? дня, который соответствовал временам года. Он с полным правом сказал, имея в виду календарные схемы греков: «Юлианский год не будет превзойден календарем Эвдокса». В 46 до н.э. Цезарь добавил к году 90 дней для того, чтобы месяцы вновь совпали с соответствующими временами года. С 1 января 45 до н.э. в силу вошел год из 365 дней и месяцы такой же длины, как и в настоящее время. Десять дополнительных дней в счет предшествовавшего 355 дневного года были добавлены в конце различных месяцев, так что привычные даты празднеств не сдвинулись. Каждый четвертый год добавлялся дополнительный день после дня VI Kal.Mart. (24 февраля), и этот день назывался дважды шестой день до мартовских календ. Во времена поздней империи дополненный год назывался annus bissextus, откуда происходит наше «високосный». После смерти Цезаря понтифики по ошибке добавляли дополнительный день каждые три года, так что Августу с 9 до н.э. пришлось в течение 16 лет не дополнять год. Только с 8 н.э. юлианский календарь функционировал нормально. На западе Римской империи юлианский календарь был введен без изменений, но в восточных провинциях, где греческий язык был официальным языком римской администрации, новое исчисление времени в отношении начала года, названий и продолжительности месяцев обычно приспосабливались к местным обычаям. Имперское правительство вводило солнечный год постепенно и согласуюсь с местными властями. Первым греческим городом, принявшим реформу Цезаря в 46 году до н.э., был Саламин на Кипре. В Египте Август в 26 до н.э. преобразовал египетский подвижный год, добавив шесть дополнительных дней каждые четыре года. Начиная с этого времени александрийский год всегда начинался 29 августа. В провинции Азии юлианский год был принят около 9 года до н.э., а новый год совпадал с днем рождения Августа — 23 сентября. Неюлианские календари тем не менее частично сохранялись в западных провинциях и во многих районах на Востоке. Римское правительство не навязывало официальный календарь греческим городам и восточным народам, которые не желали отказываться от лунно-сорлнечного календаря. История распространения юлианского календаря еще не написана, но благодаря солнечному году стал популярным и культ солнца. Значение этого культа в поздней Римской империи подтверждается тем фактом, что церковь перенесла дату рождения Христа на «день рождения непобежденного Солнца» (dies natalis solis invicti).

 

Напечатано по материалам книги Э. Бикерман  «Хронология Древнего Мира».

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы