Механическая чистка античных монет

А.А. Лойко

В этой статье я попытаюсь изложить основы механической чистки как бронзовых, так и серебряных монет и те проблемы,  которые могут возникнуть в процессе чистки.

Любой коллекционер античных монет, так или иначе, сталкивается с проблемой их чистки. Особенно если живешь в таком районе, где их находят довольно часто и не все они в прекрасном, коллекционном состоянии. Большая часть монет, находимых в земле, как в виде одиночных находок, так и в составе кладов являются сильно коррозированными. За то время, которое данные исторические артефакты провели в земле, под воздействием воды и солей металл монет разрушался в почве с образованием карбонатов и хлоридов, красной закиси меди и черной окиси (фото.1),  монеты из сплавов серебра покрываются  серо-фиолетовым хлоридом — роговое серебро (фото.2).

Фото.1 Бронзовая монета Пантикапея.

Фото.2 Тетродрахма, Эйнос.

 

Обе монеты — сразу после находки.

 

Почему механическая чистка?

Главным преимуществом данного метода я считаю более корректную для очень старого металла монет работу по удалению излишних окислов.  Если при использовании химических методов чаще всего удаляются все окислы (в том числе и патина), то при механической чистке возможен более четкий контроль за этим процессом.

При использовании этого метода появляется возможность выявить наиболее проблемные или опасные места на монете, и в дальнейшем их контролировать.

Есть у этого способа и недостатки. В-первых, это очень трудоемкий процесс, во-вторых, довольно длительный. Тут нельзя торопиться. Поэтому данный метод не используется в экспедициях и музеях. Кроме того, при длительной работе за микроскопом сильно устают глаза. И, конечно же, моральная проблема, связанная  с механической чисткой – не пытаться глобально улучшить монету. Это нередко можно встретить среди монет Северного Причерноморья. За такими монетами прочно укрепился термин – «резанные».

Прежде чем приступить к чистке монеты, необходимо убедиться в том, что монета в ней нуждается. Главными принципами чистки являются:

-  Не навреди – нужно с большой осторожностью относиться к монете, как к историческому источнику,

—  Не уверен — не берись! Ели нет уверенности в том, что чистка закончится удачно – лучше не браться.
—  Глаза бояться — руки делают – приступив к работе необходимо отбросить все сомнения.
-  Вовремя остановись!

 

Монеты нельзя чистить до металла. Это приводит к  серьезным искажениям их вида и чистка превращается сначала в реставрацию, а затем – в  резку. Желательно сохранять «патину» — своеобразный аттестат древности предметов.

Фото 3. Инструменты, используемые для чистки медных монет.

 

Затем необходимо подготовить инструменты.

Главным из них при данном способе является бинокулярный микроскоп. Любой, старый ли МБС или современный цифровой с USB выходом и т.д.

Для первого этапа чистки нужно использовать бамбуковые палочки, латунную или медную проволоку разного сечения (фото 3), но рабочая кромка этих инструментов  не должна быть очень острой  - иначе останутся царапины на патине или металле монеты.  Для чистки серебряных монет лучше использовать серебряную проволоку,  можно найти у ювелиров или попытаться сделать самому.

Фото 4. Реверс в процессе  расчистки — слева поле расчищено

 

Для снятия земли и грязи можно использовать старую зубную щётку, срезав половину её щетинок, получается довольно жёсткая, но не повреждающая монету щёточка.

Для работы с твердыми окислами можно использовать латунную или медную проволоку, но уже заточенную  под  разными углами.  Если опыта уже хватает, можно использовать старые стоматологические боры, так же заточенные. Борами нужно работать крайне осторожно, чтобы не испортить монету.

В первую очередь необходимо очисть монету от земли и грязи. Это необходимо делать независимо от последующего метода чистки. Это нужно для того чтобы:

— точно определить монету.

— уменьшить риск дальнейшего окисления монеты.

 

Монеты промываются теплой водой (можно с небольшим добавлением мыла) с использованием щетки. При необходимости монеты можно залить водой и оставить на несколько часов. После промывки монеты нужно просушить на салфетках.  Вообще мытье монеты не всегда полезно. Если поле побито «оспинами» окислов то земля и окислы будут вымыты, и монета будет «рябой».

Определяем тип монеты, если не уверены в трактовке изображения, смотрим литературу и определяем его (если повезет можно и штемпель найти). Монеты, представленные на фото 1, 2 и 5, определяются без затруднений и готовы к дальнейшей чистке.

Вначале  рассмотрим возможности и проблемы чистки бронзовых монет.

 

Определившись с типом монеты,   (в данном случае – это пантикапейский грифон) начинаем осторожно расчищать изображение, используя инструменты с фото 3. Окислы несколько изменили монету. Беглый взгляд ошибочно показывает на аверсе голову безбородого сатира вправо, хотя на монете он бородатый. Именно поэтому не следует в случае обнаружения необычного, с вашей точки зрения, изображения на известном типе заявлять о появлении нового типа монеты до завершения чистки. Все непонятные детали изображения обходим. Во время чистки красные «бугры»  убираем,  срезая их сверху, к полю монеты, если попытаться срезать их под основание – то окислы сколются и могут появиться лакуны. Не трогаем очаги хлористой меди (зеленый, противный по своему поведению порошок, имеющий свойство подло перемещаться не только по монете, но и между монетами). «Махар“, зараженный хлористой медью,  “сгнивает» до дыр за неделю, если ничего не делать. Четко необходимо контролировать «глубину» снимаемых окислов, помня о патине. На фото 4 еще один пантикапейский грифон,  левая сторона расчищена, правая – еще не тронута.

Фото 5.  Бронзовая монета Феодосии до чистки.

 

Завершаем чистку изображений на Av. и Rv. Если много красных пятен (закись меди),  можно обработать эти пятна борным вазелином, но он темнит зеленую патину. Но лучшим, по моему мнению, способом консервации медных или бронзовых монет является вываривание их на водяной бане в натуральном воске.

 

Но не всегда удается полностью остановить процесс коррозии на монетах, покрытых красными наростами, как на приведенном на фото 7 пантикапейском оболе.

Фото 7.  Обол  Пантикапея до чистки.

Фото 7а.   Обол  Пантикапея  по окончании чистки.

 

По окончании чистки (фото 5а) на монете остались красные пятна, под которыми находится «парафин», о котором речь пойдет ниже.  За такими монетами необходим постоянный надзор. При стирании с монеты тонкого слоя воска (Например – руками, некоторые коллекционеры имеют привычку тереть монеты пальцами). При повышении влажности в помещении, на красных окислах неизбежно проявится хлористая медь.

Фото 6. Те же монеты после окончания чистки.

 

Иногда монеты окисляются очень сильно, вплоть до того, что невозможно рассмотреть некоторые детали изображения. Как, например, две монеты Феодосии на фото 8.

Фото 8.  Два дихалка г. Феодосии. Правая монета сильно окислена.

При чистке подобных по состоянию монет необходимо учесть, что красные окислы, покрывающие монеты очень твердые и любое неосторожное движение может привести к разрушению монеты. В этом случае приходится работать только очень остро заточенными стальными борами. Окислы снимаются сверху вниз, без спешки и сильно не нажимая.

Фото 9.  Инструменты из зубных боров.

В некоторых случаях под слоем окислов можно различить контуры изображения. Тогда аккуратно убираем излишки окислов. Некоторые считают подобную работу «резкой по оксидам», не желая спорить – пусть даже и так, но тогда это реставрация. В такой ситуации главное – доверяйте работу  профессионалу, оговаривая заранее, что не нужно «восстанавливать» монету. Если же вы сами чистите – то выбор за вами. В случае с феодосийским диоболом  работа велась строго по контурам  изображения, без внесения «отсебятины» (фото 9). Это – единственный способ спасти некоторые монеты   (правая монета на фото 8). Под ярко зелеными окислами металла уже  нет.

Фото 10. Феодосийские дихалки по окончании работы по чистке.

 

Довольно часто под слоем окислов красного цвета кроется, пожалуй, самая большая опастность

для античной меди.

Фото 11. Тетрахалк Феодосии до чистки.

 

Рассмотрим следующую монету (фото 11).  На первый взгляд – ничего необычного. Но под слоем зеленых окислов сверху на Av. обнаруживаем окислы,  внешне напоминающими парафин. Именно они являются наименее стабильными, служащими источником появления и распространения хлористой меди, убивающей античную медь и бронзу (фото 12).

Фото 12.  Монета Феодосии во время чистки. На правом снимке видны «парафинообразные» окислы.

 

Если подобная проблема обнаруживается сразу, то рекомендую монету не мыть, а чистить «на сухую».  Землю не удаляем сразу со всего поля монеты умышленно. Обнаженные участки «парафина» очень быстро преобразуются в хлористую медь. Это не желательно из-за опасности разнести хлористую медь  по всей монете.  Приступаем к методичному срезанию довольно плотных зеленых окислов. Работаем стальным инструментом, по ширине захватывающим всю поверхность окисла. Срезание проводить ТОЛЬКО от верхушки окисла к полю монеты и строго горизонтально. В ином случае окислы крошатся.

 

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ  НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ пытаться удалить сразу весь нарост — чаще всего это заканчивается образованием каверны. Про появлении красных плотных окислов – обходим их.

Попытки химического удаления «парафина»  приводят чаще всего к появлению на его месте каверн. При обнаружении «парафина» возможны  два варианта:
— Первый, наихудший, — «парафин» глубоко проник в поле монеты, и при любых стараниях (почти любых) — монета обречена. Почти — потому что можно радикально опустить поле, наложить искусственную патину — и вуа-ля! Пожалуйте! Новая монета.

Второй,  благоприятный, — «парафин» не проник глубоко. И под ним видны (черные — как правило) контуры изображения, или «чистого» поля монеты.

Этой монете повезло. «Парафин» лежит на «чистом» поле, на изображении — только его маленькие, точечные очаги, и лишь верхняя часть шлема покрыта слоем этой гадости… Постараемся удалить парафин ДО черных окислов, НЕ ЗАЦЕПИВ металл монеты. На это уходит много времени и нервов. На этом этапе работы в ход идет «спецназ» инструментария — бронза, латунь, медь. Инструментами из этих металлов более корректно удаляется парафин, не царапая металл монеты. На этом этапе необходимо соблюдать осторожность — поверхность монеты под слоем «парафина» нестабильна и легко подвержена быстрому поражению хлористой медью.

Фото 13.  Завершенная работа.

 

И вот финальная стадия. Аккуратно удалив «парафин» бамбуковыми палочками аккуратнейшим образом заглаживаем поверхность. Напоминаю — металл монеты не затронут, работа проводиться только по окислам. Все красные окислы на этой монете снимать не стал. Визуально — они стабильны. Обработав таким же образом реверс, обычно помещаю монету на пару дней в чистую сухую стеклянную баночку и закрываю крышкой — своеобразный карантин. Это делается в целях проверки выполненной работы на стабильность. Если все же выскочила хлористая — убираю.

 

НЕ ДЕРЖИТЕ AE МОНЕТЫ, КОТОРЫЕ ЧИСТИТЕ ВМЕСТЕ С НЕЧИЩЕННЫМИ!

Фото 14.   Инструменты, для чистки серебряных монет.

 

По окончании карантина монеты вывариваю на водяной бане в НАТУРАЛЬНОМ (прямо с пасеки) воске. Воск  помещаем в стеклянную баночку (например — в 50-грамовую баночку от растворимого кофе), примерно треть баночки. Емкость с воском помещаем в металлическую миску (или кастрюлю) с водой — и на плиту. Это называется — «водяная баня».  Когда воск в баночке полностью растопится — поместить туда монету, уменьшить температуру на плите, но что бы вода кипела. Постоянно проверять, чтобы вода не выкипела, иначе баночка лопнет и монета попадет в воду, что не желательно или подвергнется нагреванию, что не желательно еще больше.

Монету таким образом выдержать минут 25-30. Затем пинцетом (не выключая плиту) аккуратно извлечь монету и сразу же (над баночкой) протереть ее чистой ветошью и положить остывать на чистую сухую поверхность (я использую керамическую плитку).

Пятна хлористой меди (это та самая противная зелень на монете) конечно же, не исчезнут. Но растопленный воск проникнет внутрь и законсервирует монету. Если в помещении не влажно — то на длительный период. К сожалению другого цивилизованного метода борьбы с этой гадостью я не знаю.  Воск можно найти на рынке, у тех кто торгует мёдом.

Работа завершена. При должном уходе и хранении с ними ничего не случится. Процесс чистки этой монеты и такой же, но без «парафина»  занял у меня две недели.

Фото 15.  Тетрадрахма, Эйнос. Аверс. За красной линией — слой окислов.

 

Механическая чистка серебряных монет имеет свои особенности.

Как известно – серебро металл мягкий. Работать медными или бронзовыми инструментами опасно – можно поцарапать поле монеты, тем самым испортить ее вид и ценность.   Рассмотрим еще раз тетрадрахму  Эйноса   (фото. 2).

 

Фракия, Эйнос, 372-369 годы до Р.Х., тетрадрахма.

Аверс: голова бога Гермеса анфас в петасе.

Реверс: AINION, козёл, стоящий вправо, коринфский шлем слева.

 

Монета покрыта  ОЧЕНЬ толстым слоем окислов. Их толщина от 1,5 до 1,8 мм.! Чистка этой монеты рекомендована исключительно механическая, по причине того, что на монете есть проблемные места, которые при химической расчистке превратятся в каверны. При чистке механической же они могут быть заметны, но не так сильно.  На фото 15 все, что правее красной линии – окислы.

Фото 15а.  Тетрадрахма, Эйнос. Законченная работа.

 

Столь толстый слой окислов пугает многих. И монеты вместо чистки режутся по окислам. Такая судьба ждала драхму Пантикапея. Верхнее фото 17, сделанное уже в процессе работы с монетой, видны следы разметки для такой резки. Такая операция приводит к искажению внешнего вида монеты, и, соответственно – к порче исторического источника. Это четко видно если сравнить контуры верхнего и нижнего изображений на фото 17. Это – одна и та же монета.

Если  опыт по механической чистке мал, то не следует учиться чистить серебро на дорогих или редких монетах. Рекомендую: прежде чем взяться за инструмент нужно взвесить монету, ведь слой окислов образуется в результате различных процессов. В том числе и окисления металла монеты. Так как в процессе чистки излишние окислы будут удаляться, то реальный вес очищенной монеты будет меньше.

Кроме того желательно найти в литературе наиболее подходящую монету и иметь ее изображение под рукой.

Фото 16.  Кусочки окислов со следами изображений.

 

Работать с серебряными монетами желательно серебряными инструментами. Взяв плоский инструмент, начинаем потихоньку очищать изображение от окислов. Первоначально очень осторожно «сдавливается» серебряными пластинками внешняя корка. Под ней открывается мало приятного цвета (желто-зелено-коричневого) прослойка. Дальше работа проводиться только палочками с использованием в трудно доступных местах иголки от акации или тоненькой серебряной иголочки.

В случае с тетрадрахмой  Эйноса часть окислов снималась довольно легко,  на некоторых фрагментах окислов остались следы изображения (фото 15).

Завершающий этап — проходим по полю монеты гладкой стороной бамбуковой палочки.  Вес ОКИСЛОВ снятых с монеты 1,95 гр. Монета ПОСЛЕ чистки — 13,27 гр.

С драхмой Пантикапея сложнее. Нет ничего более неприятного в чистке, как доделывать или переделывать чужую работу, тем более выполненную с ошибками. В этом случае работа выполнялась не острым инструментом. От края к центру монеты постепенно проявлялось натуральное изображение.

Фото 17.  Драхма, Пантикапей. Законченная работа.

 

В процессе работы с серебряными монетами необходимо помнить, что у древнего серебра, по-видимому, изменяется структура металла. Он становится не только мягким, но и хрупким. Неосторожное нажатие на монету может привести к поломке монеты. Так же нельзя забывать о сохранении, по возможности, патины на монетах.

Таковы, на мой взгляд, основные принципы механической чистки. Мелкие детали процесса нарабатываются со временем.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы