Классификация степеней сохранности античных монет

 

«С великой разборчивостью и строгостью он требовал, чтобы монеты были неистертые…»

Светоний. «Нерон», 44.

 

Коллекционеры монет традиционно стараются приобретать монеты в наиболее лучшем по сохранности состоянии, тогда как для нумизматики, как науки, достаточно такое состояние монеты, при котором она уверенно определяется. В связи с вышесказанным, именно коллекционеры разделяют монетный материал по состоянию, присваивая каждой конкретной монете свою степень сохранности. Необходимо отметить, что собиратели современных монет, оценивая их состояние, сходятся в оценке почти всегда, зачастую позволяя делать себе покупки монеты на основании только словесного описания и оценки сохранности. Коллекционеры античных монет, достаточно часто, оценивают состояние конкретной монеты каждый по-своему, причем, обоснованность оценки каждого имеет под собой веские основания.

Факторы античного производства и влияние времени оказываются настолько разными, что две однотипные монеты, оцененные по состоянию как «Очень хорошая монета (Very Fine)», будут абсолютно не похожи друг на друга. Нумизматы и продавцы очень часто не согласны в том, какой именно термин употребить при оценке конкретного экземпляра. В нашу задачу входило показать, какими внешними признаками необходимо руководствоваться при оценке собственных монет и как наиболее правильно оценить монету только по описанию в аукционном каталоге, даже если ее изображение недоступно. В настоящем разделе рассматривается классификация монет с учетом факторов, используемых при описании именно в аукционных каталогах по продаже античных монет.

 

I.       СТЕПЕНЬ СОХРАННОСТИ МОНЕТ ПО ИЗНОСУ ПРИ ОБРАЩЕНИИ

Первый фактор, на который обращается внимание при описании и оценке сохранности монеты, это степень износа ее в процессе денежного обращения. В приведенной ниже таблице даны названия наиболее распространенной сейчас шкалы сохранности монет по износу. Необходимо отметить, что каждая сторона античной монеты должна оцениваться отдельно, в том числе и из-за особенностей античного производства, например, когда верхний и нижний монетные штемпеля служили разное количество времени.

Рис. 1. Состояние MS (Юлия Домна, 193–217 годы, денарий).

 

английская

русская

немецкая

французская

американская

итальянская

MS

Mint state (Uncirculated)

Штемпельный блеск

Stempelglanz

Fleur de coin

MS 63

Fior di conio

 

Монеты в таком состоянии коллекционеры современных монет иногда делят на две части. К первой относятся первые 100-200 монет, изготовленных новой парой штемпелей, и именно их называют MS ( «Штемпельный блеск»). Ко второй части относятся экземпляры, просто не участвовавшие в денежном обращении, которые именуют UNC ( «Не участвовавшие в денежном обращении»). Отыскать среди античных монет экземпляры, однозначно определяемые именно этими градациями, вероятно, не представляется возможным. Тем не менее, в аукционных каталогах последних лет встречается такая оценка выставленного экземпляра, под которой, видимо, необходимо понимать просто безупречно изготовленную свежими штемпелями монету, которую спрятали в клад сразу после выхода её из монетного двора. Скорее всего, необходимость использования этой градации возникла для того, чтобы специально выделить в каталоге действительно выдающиеся по сохранности экземпляры.

Рис. 2. Состояние EF (Юлия Маммея, 222–235 годы, денарий).

 

английская

русская

немецкая

французская

американская

итальянская

EF

Extremely fine

Отлично

Vorzuglich

Superbe

AU 58

Splendido

 

Монеты в этом состоянии характеризуются незначительным износом, затронувшим только незначительные детали по самому верху изображения. Так как на аверсе античной монеты обычно расположен бюст правителя, при этом самой центральной и высокой частью этого рельефа является изображение височной доли, можно упрощенно сказать, что сохранность всех деталей изображения уха (например, двойная линия при изображении ушной раковины) является достаточным для определения степени сохранности как EF. Все остальные детали изображения, каждый волосок в бороде, листья лаврового венка, складки фигуры персонификации или богини на реверсе обязательно должны быть отчетливо видны. Примерно 95% оригинального изображения на монете должно сохраниться.

Рис. 3. Состояние VF (Юлия Домна, 193–217 годы, денарий).

 

английская

русская

немецкая

французская

американская

итальянская

VF

Very fine

Превосходно

Sehr schon

Tres beau

VF 35

Bellissimo

 

Монеты в этом состоянии явно находились в денежном обращении, и это его следы явно видны, особенно на мелких деталях. Изображение уха сохранилось как один цельный элемент, часть деталей при этом утрачена. Листья лаврового венка все еще видны как раздельные элементы, но никаких прожилок и других внутренних деталей на этих листьях уже нет. На реверсе отдельные детали одежды персонификации или богини еще не сливаются в одно целое, но складки на них уже стерлись. Можно утверждать, что примерно 75% оригинального изображения на монете сохранилось.

Рис. 4. Состояние F (Клавдий, 41–54 годы, денарий).

 

английская

русская

немецкая

французская

американская

итальянская

F

Fine

Прекрасно

Schon

Beau

F 15

Molto bello

 

На монетах в этом состоянии некоторые детали уже совершенно стерты, но большинство элементов дизайна полностью сохранили свои контуры, отдельные детали при этом сохранены. Черты лица отделены друг от друга и не сливаются, но лавровые венки, например, не полны, лишившись центральных листьев. Ухо на бюсте может уже полностью отсутствовать, остается только углубление от ушного отверстия. Монетную легенду можно прочитать без особых проблем. Условно на монете сохранилось примерно 50% оригинального изображения.

Рис. 5. Состояние VG (Август, 27 год до н.э. – 14 год, аурей).

 

английская

русская

немецкая

французская

американская

итальянская

VG

Very good

Очень хорошо

Sehr gut erhalten

Tres bienconserve

G 4

Bello

 

На монетах в этом состоянии большинство таких больших деталей, как портрет, обозначены полным контуром. Мелкие детали могли сохраниться только в местах, которые находились ниже основного изображения и поэтому не подверглись износу. Черты лица начинают на портрете сливаться друг с другом, образуя одно изображение. Приблизительно сохранилось 25% оригинального изображения на монете.

Рис. 6. Состояние G (Август, 14–37 годы, денарий)

 

английская

русская

немецкая

французская

американская

итальянская

G

Good

Хорошо

Gut erhalten

Bien conserve

 

 

 

На монетах в таком состоянии контуры большинства составляющих по большей части завершены (например, силуэт бюста правителя), но детали внутри этого контура отсутствуют. Мелкие детали могут сохраниться только благодаря счастливому стечению обстоятельств.

 

Рис. 7. Состояние fr (Август, 27 год до н.э. – 14 год, медный асс).

 

английская

русская

немецкая

французская

американская

итальянская

fr

Fair (Mediocre)

Прилично

Gering erhalten

Mediocre

 

 

 

На монетах в таком состоянии большинство составляющих изображение крупных и мелких деталей обозначено частично. Тем не менее, такие монеты специалисты можно идентифицировать и, соответственно, описать.

Ещё одно состояние монет, которое мы не включили в нашу классификацию, иногда обозначают как Poor (Плохо). Монета в этом состоянии представляет собой просто гладкий жетон. Определить, что это такое можно только случайно, или если одна из сторон сохранилась в лучшем состоянии.

Для того чтобы монеты трех последних категорий вошли в серьезную коллекцию, необходима их исключительная редкость. Монеты двух последних степеней, которые, честно говоря, трудно различить между собой, часто относятся к дефектным монетам. К дефектным монетам относятся также и все фальшивые монеты. Иногда данным градациям предшествует буква «а» или «n» (about или nearly — около), означающая, что монета не вполне заслуживает данной категории, но и слишком хороша, чтобы сместить ее на категорию ниже. Таким же образом индекс «g» (good — хорошо) означает, что монета несколько лучше монет этой категории, но до следующей градации не дотягивает. Некоторые аукционисты при описании используют для тех же целей знаки “+» или “-». Следовательно, монета в состоянии «About EF» незначительно лучше, чем монета «Good VF».

Необходимо заметить, что в отношении оценки состояния монет из бронзы или серебра действуют некоторые различия. Так качество серебряных монет всегда оценивается строже, видимо в связи с большим количеством дошедших до нас экземпляров. В отношении редких монет зачастую оценка сохранности наоборот завышается в сравнении с обычными монетами. Можно встретить, например, в описании такую фразу «Отличная сохранность для данного выпуска», при том, что состояние такой монеты едва дотягивает до Fine.

Составители аукционных каталогов очень тщательно относятся к определению градации состояния монет, потому что колебания цены на аналогичные монеты, но с различными степенями износа, весьма значительны. Каких-то строгих закономерностей изменения цены при повышении градации нет, но в последнее время заметен значительный рост цен именно на монеты в состоянии MS и EF.

 

II.     СТЕПЕНЬ СОХРАННОСТИ МОНЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАЧЕСТВА ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Вторым важным фактором при оценке и описании античных монет служит качество их изготовления, которое зачастую сильно отличается по времени и месту чеканки. Некоторые монетные дворы осуществляли тщательный контроль над качеством своей продукции, поэтому практически каждая монета, покидавшая этот двор, была превосходна. Другие же работали в такой небрежной манере, что хороший образец их продукции сейчас практически невозможно найти. Тщательность изготовление монетной заготовки, равномерный состав сплава, одинаковый износ монетных штемпелей — все эти и многие другие условия варьировались настолько, что все античные монеты практически индивидуальны. Поэтому при описании монет в коллекциях и аукционных каталогах можно встретить следующие уточнения, касающиеся качества их изготовления, которые условно можно разделить на четыре группы.

 

Первая группа уточнений касается центровки штемпеля относительно монетного кружка.

Рис.8. Хорошо центрированная монета. (англ. Well centered). Веспасиан, 69–79 годы, аурей.

Изображение, отчеканенное на монете, полностью воспроизводит рисунок штемпеля, полностью уместилось и находится ровно в центре монетного кружка. Следует заметить, что такие монеты, изображение на которых хорошо центрированы по отношению к монетному кружку, встречаются достаточно редко. Можно сказать, что хорошая центровка свойственна определенным временным периодам и монетным дворам, в то же время для некоторых правителей и мастерских обнаружить правильно отчеканенную монету практически невозможно.

Рис.9.  Нецентрированная монета (англ.Off Center). Дидий Юлиан, 193 год, денарий.

Античные монеты достаточно часто небрежно центрированы, но небольшая степень такой плохой центровки обычно незаметна. Сильно нецентрированная монета значительно проигрывает во внешнем восприятии и конечной стоимости, так как достаточно большая часть изображения и легенды на монете утеряна.

 

Вторая группа определяет качество заготовки или монетного кружка до того момента, когда он попадает под монетный штемпель.

Рис.10. Неправильная заготовка (англ.Ragged flan). Г.Кассий Лонгин, 42 год до н.э., денарий.

Монетные заготовки перед чеканкой должны были подвергаться предварительной обработке для того, чтобы конечный продукт получался более качественным. Очевидно, что некоторые заготовки такой операции не подвергались, поэтому получившиеся монеты не совсем круглые и плоские. Такие монеты необходимо отличать от обломанных монет, которые получаются, если в процессе денежного обращения внутренний дефект заготовки, например трещина, проявляется и от монеты откалывается кусок.

Рис.11. Прямоугольный монетный кружок (англ.Squared flan). Салонина, 254–268 годы, сестерций.

Некоторые римские медные монеты II-III веков отчеканены на монетных кружках, которые изготовлены не методом литья, а, кажется, вырезанием заготовки ножницами из листа металла. Эти монеты имеют характерную прямоугольную форму, поэтому часть изображения, особенно легенда, при чеканке утеряна

Рис.12. Дефекты заготовки при литье (англ.Casting voids and flan flaws). Веспасиан, 69–79 годы, денарий.

Иногда сплав заготовки содержит посторонние твердые включения, например, из не расплавившегося металла, входящего в состав сплава. Также плохая подготовка сплава для монетного кружка иногда приводит к возникновению глубоких каверн на поверхности заготовки. Даже последующая чеканка не может полностью убрать эти каверны с поверхности монеты, что, конечно, значительно ухудшает внешний вид монеты.

Рис.13. Плоское пятно напротив портрета (англ.Flat spot opposite head). Констанций Хлор, 293–306 годы, фоллис.

Бюст правителя на аверсе – обычно самая высокая часть монеты и, соответственно, самая глубокая часть монетного штемпеля. Когда монетный кружок недостаточно толстый, а сила удара невелика, на реверсе получается пустое пятно в том месте, где металл при ударе заполнил глубокое место штемпеля и прогнулся в сторону аверса. На этой монете видна непрочеканка на верхней части фигуры Гения.

 

Третья группа уточнений касается качества удара молотом по монетному штемпелю.

Рис.14. Четко отштампованная монета (англ.Bold). Домициан, 81–96 годы, денарий.

Монеты, четко отштампованные на большом кружке, особенно ценятся коллекционерами, поэтому при описаниях такие монеты особенно оговариваются. В качестве признаков такого тщательного изготовления можно упомянуть наличие на монетном кружке полностью отчеканенного жемчужного круга и монетной легенды.

Рис.15. Слабый удар при чеканке (англ.Soft strike). Траян Деций, 249–251 годы, антониниан.

На реверсе этой монеты небольшой износ, тем не менее, мелкие детали не видны. Это произошло вследствие слабого удара при изготовлении.

Рис.16. Трещина от сильного удара (англ.Severe striking crack). Максимин Фракиец, 235–238 годы, сестерций.

Многие монеты имеют небольшие трещины на краях. Глубокая трещина на фланце не задела важные детали, но обращаться с такой монетой стоит крайне аккуратно.

Рис. 17. Двойной удар (англ.Double Struck). Максенций, 307–312 годы, фоллис.

Многие античные монеты были выбиты более чем одним ударом молотка. Когда монетный кружок сдвигается между ударами, то в результате получается монета с удвоенным рисунком. Двойной удар ведет к утере деталей и крайне нежелателен. На представленном примере, на реверсе изображение храма зеркально отразилось благодаря второму удару.

 

Четвертая группа определяет качество использовавшегося при чеканке монетного штемпеля.

Рис. 18. Засоренный штемпель (англ.Filled die). Септимий Север, 193–211 годы, сестерций.

Соринки и частички постороннего материала, попавшие в штамп, могут при чеканке «стереть» отдельные буквы, но другие оставить отчетливыми. На представленном сестерции легенда реверса практически

Рис. 19. Трещина штемпеля (англ.Die Crack). Август, 14–37 годы, денарий.

Отчетливая линия проходит от затылка императора к краю монеты, что является результатом трещины в штемпеле.

Рис. 20. Выщербленный штемпель (англ.Die cud). Волузиан, 251–253 годы, антониниан.

Более сильные повреждения штемпеля с утерей его частей формируют на монете комки. Наплыв металла на ухе и лучевой короне императора образовались именно из-за выщербленного в этом месте штемпеля.

 

III.  СТЕПЕНИ СОХРАННОСТИ МОНЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Третьим фактором, кроме износа и качества изготовления, являющихся основой всех стандартных градаций, необходимо также учитывать химическое или механическое воздействие, которому подвергалась монета в процессе обращения. Иногда это воздействие вполне положительно, образуя так ценимую коллекционерами патину, но, по большей части, нижеприведенные примеры описывают недостатки монет, которые образовались от пребывания в земле или соприкосновения с руками коллекционеров, археологов, реставраторов и таможенников. Осторожная очистка может улучшить состояние, но всегда при этом существует опасность полностью погубить монету.

В аукционных каталогах после описания монеты очень часто встречается именно характеристика состояния поверхности монеты и патины на этой поверхности. Экземпляры медно-бронзовых номиналов без патины оцениваются существенно ниже аналогичных монет, имеющих патину. Особенно красивая патина может существенно увеличить цену монеты, являясь помимо прочего и дополнительным подтверждением подлинности данного экземпляра.

Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся в каталогах характеристики состояния монет, которые испытали на себе различные воздействия окружающей среды, зачастую крайне враждебные.

Рис.21. Темная патина глубокого тона (англ.Darkly toned). Денарий Клавдия, 41–54 годы, денарий.

Серебряная монета может иметь темный тон, который многие коллекционеры склонны предпочитать более яркому серебру. Этот тон либо натуральный, образовавшийся под воздействием времени, либо химически вызванный современным реставратором при помощи реактивов. Необходимо заметить, что большинство серебряных монет, выставленных в музеях, имеют именно такую темную патину.

Рис.22. Разноцветный тон (англ.Rainbow toning). Юлия Соэмия, 218–222 годы, денарий.

Серебряные монеты также могут иметь многоцветные оттенки, которые вызваны химическим воздействием различных веществ. Согласно некоторым наблюдениям, особенно красивую радужную патину получают серебряные монеты, хранящиеся в деревянных мюнцкабинетах.

Рис.23. Отмытая монета (англ.Fully Cleaned.) Плаутилла, 202–205 годы, денарий.

Многие продаваемые на аукционах монеты имеют совершенно чистую поверхность, но необходимо помнить, что такая поверхность получается только после чистки. Некоторые монеты при чистке повреждаются, некоторые очищены вполне профессионально. Особенно это касается серебряных монет, которые травят слабыми растворами органических кислот. Недостатком подобных действий, помимо вероятности испортить монету, является и то, что при травлении с поверхности монеты наряду с грязью сходят и так называемые «признаки подлинности», например соединения сернистого серебра. Поэтому опытные реставраторы предпочитают оставлять на свободном месте монетного поля или гурте небольшой кусок неочищенной поверхности для подтверждения подлинности данного экземпляра.

Рис.24. Остатки серебрения (англ.Patchy silver). Магния Урбика,283–285 годы, антониниан.

Монеты, которые изначально были покрыты лишь тонким слоем серебра, находясь в обращении, быстро теряют часть серебряного слоя. Поверхность монеты при этом выглядит пестро и не аккуратно, поэтому многие коллекционеры предпочитают полностью тонировать такие монеты до черного цвета при помощи соединений серы.

Рис.25. Патина (англ.Patina). Филипп I Араб, 244–249 годы, сестерций.

Коллекционеры называют патиной оксидно-карбонатную плёнку, которая образуется на поверхности медных монет под воздействием окружающей среды. Существует множество оттенков патины, но наиболее ценится коллекционерами античных монет глубокий зеленый цвет.

Рис.26. «Восточная» патина (англ.Earthen Patina). Феодосий Великий, 379–395 годы, АЕ2.

Черная зеркальная патина может сочетаться с плотным земляным отложением светло-желтого цвета, что создает привлекательный контраст. Это похоже на эффект, создаваемый полным стиранием патины с верхних точек монеты. Такие земляные отложения характерны для монет малоазийских провинций Римской империи, поэтому такую патину также называют «антиохийской» или «сирийской».

Рис.27. Вторичная патина (англ.Second patina). Траян, 98–117 годы, сестерций.

Монеты, лишенные патины, со временем, при правильном хранении, начинают покрываться вторичной патиной коричневого цвета, так называемой «шоколадной». Некоторые экземпляры, благодаря такой патине, выглядят очень красиво.

Рис.28. Пористая поверхность (англ.Porous). Гальба, 68–69 годы, сестерций.

Монеты без патины на поверхности могут иметь плотную или пористую поверхность. Пористая поверхность обычна для монет, найденных в реках, или является результатом грубой химической очистки. Некоторые поздние эллинистические монеты или монеты римских провинций уже изначально чеканились в таком плохом состоянии, которое являлось следствием неправильного содержания лигатуры в сплаве.

Рис.29. Механически обработанная поверхность (англ.Tooled and smoothed). Траян, 98–117 годы, сестерций.

Представленная монета была грубо «отреставрирована» с восстановлением утраченных деталей, резцом по металлу. На сегодняшний день большое количество медных монет в среднем состоянии безвозвратно потеряно из-за массовой безобразной подрезки современными «мастерами».

Рис. 30. Фальшивая реставрация (англ.Fraudulently Tooled). Каракалла, 211–217 годы, медальон.

При подрезке представленной монеты резчик, помимо «улучшения» состояния монеты решил также усовершенствовать ее сюжет, вырезав на реверсе совершенно другое изображение.

Рис.31. Царапанная поверхность (англ.Scratched). Лев I, 457–474 годы, золотой тремисс.

Монеты, находящиеся в обращении, покрываются тонкими царапинами, которые обычно незаметны, если их не так много. Но на этой монете есть две глубокие царапины слева от бюста императора. Золотые монеты Поздней империи достаточно часто покрыты различными граффити.

Рис.32. Проверочный удар (англ.Test cut, banker mark). Август, 14–37 годы, денарий.

В античности нередки были случаи подделки монет способом при котором сердечник из простого металла покрывался слоем металла драгоценного: золота или серебра. Для того чтобы не потерять свои деньги, античные менялы частенько проверяли наиболее подделываемые монеты, например афинские «совы», делая острым ножом зарубку на монете. На римских монетах I века до н.э. также часто встречаются следы от ударов острыми предметами. Видимо, это были либо своеобразные метки банкиров, либо проверка монеты на наличие недрагоценного сердечника, как прямо в центре бюста императора Августа на представленной монете.

Рис.33. Обрезанная монета (англ.Clipped). Евгений, 392–394 годы, силиква.

Тонкий фланец золотых и серебряных монет Рима и Византии часто обрезался по краям мошенниками, создававшими личный запас драгоценного металла. Несмотря на незаконность, эта практика была очень обширна, так что многие монеты дошли до нас с полностью утраченной легендой. Ясно, что это снижает ценность монеты для коллекционера и отрицательно сказывается на продажной стоимости.

Рис.34. Бывшее ювелирное украшение (англ.Ex-Jewellery). Каракалла, 198–217 годы, аурей.

Многие золотые монеты использовались в качестве ювелирных украшений и на них видны либо отверстия, либо отметины от удаленных выступов.

 

Представленная нами классификация градаций состояния античных монет, конечно, не может претендовать на истину в последней инстанции, но мы надеемся, что она поможет начать дискуссию на эту давно назревшую тему и задаст правильное направление этого обсуждения.

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы